Чайлдфри: бездетны, свободны, счастливы

О движении чайлдфри становится известно все больше. Растет и количество ярых противникои и критиков чайлдфри (людей, которые сознательно отказываются от возможности иметь ребенка). Подобное решение обусловлено не проблемами со здоровьем, а только волевым решением самого человека.

Кроме этого, ЧФ (и в каком-то смысле «настоящими ЧФ») могут считаться люди, родившие ребенка и пожалевшие об этом. Среди ЧФ есть и мужчины, и женщины.

Люди, объединившееся под этим именем, представляют собой своеобразное меньшинство, и поэтому их взгляды подчас весьма радикальны. У ЧФ и их критиков накопилась масса претензий друг к другу, но львиная доля их возникает из-за нежелания понять иную точку зрения и грубых выпадов отдельных «ораторов» в этой непрекращающейся дискуссии.

Вот несколько основных позиций, составляющих «идеологическую платформу» чайлдфри:

1.     Решение не иметь детей, принятое сознательно, ничем не хуже решения родить ребенка. Кто-то хочет этого, а кто-то – нет.

2.     ЧФ принимают решение не иметь ребенка исходя из ряда соображений. Да, материальные возможности и уровень достатка тоже могут играть значительную роль. Но, по их мнению, это гораздо честнее, чем родить ребенка, не имея средств на качественное питание, игрушки, образование, досуг для него и для себя.

3.     Истинные ЧФ не испытывают агрессии по отношению к чужим детям, охотно общаются с племянниками или малышами в семьях своих друзей, но собственного ребенка заводить не собираются. Любить что-то вовсе не подразумевает непременного обзаведения этим «чем-то».

4.     Порой именно это обстоятельство становится дополнительной причиной ЧФ: человеку хватает общения с детьми или в своей семье, или на рабочем месте (если он, к примеру, воспитатель или учитель).

5.     ЧФ отвергают обвинения в эгоизме, так как имеют возможность заботиться о супруге или домашних животных. К тому же, здесь многое зависит от понимания «эгоистичности». В этом случае имеющие детей самые настоящие эгоисты, так как поступают согласно собственным желаниям. Почему же у ЧФ нет этого права?

6.     Желание не иметь ребенка вовсе не является неким «сбоем в генетической программе» и признаком «вырождения» и «неполноценности».

7.     Урон здоровью, красоте и эротической привлекательности женщины, который наносят беременность и роды, слишком велик, чтобы на это решиться. Проблемы с позвоночником, испорченная форма груди и лишний вес – не то, с чем хотелось бы идти по жизни.

8.     ЧФ не считают мир вокруг себя настолько безупречным, чтобы подарить жизнь в нем еще одному человеку, который к тому же об этом вовсе не просил. Кто может гарантировать, что Ваш ребенок проживет полноценную, счастливую жизнь?

9.     Дополнительный аспект предыдущей позиции: упор на проблемы экологической безопасности и будущего планеты. Мир и так перенаселен, зачем еще люди?

10.   Жизнь прекрасна и многогранна. Иметь ребенка – безусловно, тоже краска на этой палитре, но одна из многих. Времени и так не хватает на супруга, карьеру, путешествия и другие увлечения, а ребенок лишь усугубит эту ситуацию.

11.   ЧФ считают, что иногда их права прямо или косвенно ущемляются (в основном по причине крайнего интереса посторонних людей к вопросу их бездетности и постоянных вопросов: «Когда же и Вы обзаведетесь?»). Иногда ощущается и некое давление со стороны государства (проявляющееся в социальной рекламе с участием детей, лозунгах «Дети – наше будущее) и пр. 

Конечно же, на большинство из этих аргументов можно найти массу возражений. Но так ли это нужно? Возможно, сначала стоит попытаться понять и принять их, и только после этого вступать в дискуссии, не отрицая позиций ЧФ бездумно и не навешивая ярлык «неполноценности».

Но было бы не совсем справедливо не предоставить «право голоса» и другой стороне – своеобразному «сообществу» людей, у которых есть дети или желающих их иметь. Таковых, очевидно, большинство. И некоторые из них вступают в активную полемику с ЧФ и имеют собственные претензии к бездетно-свободным. Их суть заключается в следующем.

«Детные» считают, что:

1.     ЧФ не должны пропагандировать бездетность и создавать какие-то сообщества, группы, организации. Их выбор – только их дело. А зачем же кричать на весь мир, что не хочешь иметь детей? Не хочешь – не надо, но не нужно возводить это в абсолют и размахивать лозунгами как флагом.

2.     В основе нежелания ЧФ иметь детей лежат вовсе не философские идеи о несовершенстве мира, отсутствие возможности спросить у своего ребенка, хочет ли он появиться на свет и прочее, а банальная лень и эгоцентризм.

3.     ЧФ значительно преувеличивают якобы тотальное давление общественных стереотипов, с которыми они уже ну просто не в силах бороться.

4.     ЧФ немотивированно агрессивно относятся к чужим детям – в публичных местах, в парке, транспорте, кафе, хотя те не делают ничего плохого. Дети просто раздражают некоторых ЧФ самим фактом своего существования в мире.

5.     ЧФ проявляют нечуткость и открытую агрессию даже по отношению к близким людям (сестрам, братьям, друзьям) в ответ на рассказы о своем ребенке. Они не в состоянии воспринимать детей как часть жизни (пусть даже другого человека), отказываются посидеть с малышом или посмотреть фотографии, что бывает крайне обидно для любящих матери/отца.

6.     ЧФ бывают неправы, рассуждая о материнстве, да и просто не имеют права рассуждать об этом и сравнивать, так как сами не имеют подобного опыта. В отличие от любого другого предмета абстрактных умствований («я могла бы стать балериной, но вижу, как им тяжело, и поэтому не стала»), материнство – сложное явление, связанное в том числе и с гормональными изменениями, поэтому судить, например, о родах в полной мере может только родившая женщина.

7.     У многих (особенно активных) ЧФ таким образом явно проявляются психологические проблемы – такие, например, как тяжелая домашняя атмосфера в детстве, отсутствие любви или иной травмирующий опыт. На самом деле они не любят ни других, ни себя.

8.     Из-за ЧФ в целом увеличивается количество абортов (так как если семейная пара ЧФ не хочет иметь детей, а средства контрацепции по каким-то причинам подводят, женщина отправляется на аборт).

9.     Позиции ЧФ расходятся с некоторыми религиозными принципами.

10.   ЧФ рисуют анекдотичный образ молодой мамы как располневшей, неухоженной и глупой женщины, у которой на уме лишь кашки да пеленки. ЧФ оперируют буквально «страшилками» о здоровье, физической привлекательности и сексуальной жизни женщины после родов.

11.   ЧФ радикально противопоставляют карьерный успех (при этом приравнивая его к жизненному успеху вообще) и факт материнства. Рождение ребенка и декрет якобы автоматически влекут за собой утрату знаний, навыков и перспектив устроиться на сколь-нибудь хорошую работу в будущем. 

Безусловно, право на существование имеют самые разные точки зрения. Возможно, теперь, больше узнав о ЧФ и анти-ЧФ, Вы сможете лучше понять кого-то из них.

 

Анна Битько

Новое на сайте