Мэриан Голд: «Я до сих пор часто смотрю на звезды!»

…Пробившись сквозь толпу не в меру возбужденных фанатов, я оказалась рядом со столиком, за которым группа Alphaville давала автографы. Я протянула солисту два буклета от компакт-дисков, чтобы он оставил на них росчерки маркером. На меня взглянули черные, чуть усталые глаза. «Как ваше имя?» - спросил он. Я ответила. Он быстрой рукой начеркал что-то на буклетах и вернул их мне. «Спасибо! Увидимся на концерте!» - машинально произнесла я. «Надеюсь!» - улыбнулся он в ответ. Сзади напирали десятки желающих оказаться на моем месте и я поспешила покинуть толпу. Уже отойдя в сторону, я прочла слова на обложке буклетика: “For Natalia. Love. Marian”. И только тогда до меня стало доходить, кто именно только что находился рядом со мной. И это показалось невероятным: я и Мэриан!.. Сколько лет это было невозможным! Но, все-таки мы встретились, пусть и на какие-то пару минут… И, определенно, это того стоило! 

Даже если вы никогда не были поклонником стиля “new wave” и вообще никогда не интересовались поп-музыкой, вряд ли вы скажете, что ни разу не слышали песни “Big in Japan” и “Forever Young”. Даже если вы лично смутно помните авторов этих песен, наверняка среди ваших знакомых найдется кто-то, кто скажет: «А, да это же Alphaville! Как же, знаем,  конечно!» Группа, существующая с начала 80-х годов, и совершенно справедливо носящая прозвище «самых романтичных представителей немецкой поп-сцены». И это действительно так. От большинства их коллег по цеху Alphaville всегда отличались оригинальными мелодическими решениями и аранжировками, а еще их ни с кем нельзя спутать благодаря глубокому, загадочному и чувственному голосу вокалиста по имени Мэриан Голд.

…На самом деле, Мэриан – живой пример того, что внешность в мужчине – отнюдь не главное. Он никогда не был красавцем. Ни в юности, на заре своей звездной карьеры, ни в более зрелом возрасте. Но его великолепный голос, его поэтический талант – тексты, которые он писал и пишет к своим песням, всегда выгодно отличались от стандартов поп-музыки, и, наконец, его широкая обаятельная улыбка и искорки в черных глазищах – всегда заставляли женские души вздрагивать (автор статьи должна признаться, что и она всегда восхищалась этим человеком, столь непохожим на признанные секс-символы мужского пола). При всем при этом судьба не сделала его «плейбоем», однако, подарила несомненно большее: талант к творчеству и возможности реализовать этот талант.

Собственно, Мэриан Голд – это не настоящее его имя, это псевдоним, который он взял, когда начал заниматься музыкой. Изначально черноволосого мальчишку, родившегося 26 мая 1954 года в Харфорде (Германия), звали Хартвиг Шиербаум. И носил он это действительно труднопроизносимое имя до 1982 года. До того момента, когда Мэриан и два его друга – Бернхард Ллойд и Фрэнк Мертенс, обнаружив сходство в своих увлечениях (а это, конечно же, была музыка), решили попробовать создать что-то вместе.

Мэриана и Бернхарда уже связывало совместное пребывание в коммуне Nelson Project  в городе Мюнстере – некого сообщества молодых людей и девушек с творческими увлечениями. «В коммуне Nelson собирались друзья, представляющие разные направления в искусстве. Мы жили в своем мире, у нас было все общее: мечты, наркотики, деньги. Какое было время!» - рассказывает Мэриан.

Трое приятелей (к слову сказать, специального музыкального образования ни у одного не было!) объединились под именем “Forever Young” («Вечно молодые») и даже выступили на новогодней вечеринке в ночном андеграунд-клубе. В те времена в моду уже вошли синтезаторы и электронный «синти-поп» - именно поэтому ребята, воспользовавшись техническим прогрессом, сумели записать несколько демо-песен (среди которых был и будущий хит “Big In Japan”). Название их группы тоже вскоре поменялось: Мэриан вдруг подумал – а что, если (это, конечно, всего лишь призрачная надежда, но все же…) и через двадцать лет они все еще будут выступать? Как же смешно будут они выглядеть, именуясь «Вечно молодыми»? Мэриану на тот момент было уже почти тридцать, Бернхарду – двадцать четыре, Фрэнку – двадцать три…

Подумав и посовещавшись, ребята выбрали себе новое название – Alphaville. “Alphaville” – так назывался любимый фильм Мэриана и Бернхарда, вышедший в 1965 году, режиссером котрого был Жан-Люк Годар. «Альфавилль» -  это мифический город из далекого будущего, в котором правит суперкомпьютер-диктатор Alpha-60. Фильм довольно странный (пару раз он шел и по нашему ТВ), из категории «не для всех». Но молодым дарованиям Мэриану и Бернхарду он исключительно нравился. 

…Итак, демо-записи были сделаны и разосланы по звукозаписывающим компаниям. Без особой, впрочем, надежды на успех. Все это время ребята вынуждены были подрабатывать (Мэриан, например, был подсобным рабочим и официантом). Но уже совсем скоро – в конце 1983 года компания WEA подписала контракт с Alphaville и в начале 1984 года вышла песня “Big In Japan”, почти моментально ставшая хитом! Для троицы друзей это стало полной неожиданностью: они не готовы были так скоро стать «звездами». Мэриан, когда его однажды спросили, что он чувствует, когда слышит “Big In Japan”, ответил: «Я в то время работал на кухне и “Big In Japan” все время напоминает мне о чистке картошки». По сей день эта песня – самый успешный хит Alphaville, правда, до сих пор не все понимают, о чем она. «На самом деле, все очень просто, - объясняет Мэриан, - всем известно, что Япония – отличный рынок для всех музыкантов. Японская публика такова, что всех, кто выступает на сцене, воспринимает «на ура» и любая пластинка любой группы может быть продана там гигантским тиражом. Даже если при этом в Европе и Америке эта группа никому не интересна. Вот отсюда и выражение - “Big In Japan”, «Крут в Японии».

Следующие синглы – “Forever Young” и “Sounds like a Melody”, а также первый альбом группы – тоже названный “Forever Young” – были также исключительно успешны. И у Alphaville в самом деле было все, чтобы завоевать слушателя и выделиться на фоне остальных «электронных» групп: красивые мелодии, четкие и ритмичные аранжировки и необычный, сильный голос Мэриана Голда. Хотя, сам он относится к этому довольно скептически: «Вы послушайте! Мы тогда и играть толком не умели!»

С фотографий и постеров тех лет на нас смотрит парень с черной густой шевелюрой и слегка раскосыми темными глазами, в которых частенько стоит загадочное и мечтательное выражение. Он всегда был чуть «не от мира сего», часто блуждал в своем бескрайнем внутреннем мире, в котором он находил вдохновение для новых песен. Даже успех его первого альбома и бесконечные съемки для различных телешоу Германии и других европейских стран не могли помешать этому.

И, во многом благодаря этой способности Мэриана, второй альбом его группы получился еще более прозрачным и «воздушным» в своем электронном звучании. «В песнях Alphaville царили мир, спокойствие и мечты» - так пишут сейчас в прессе об этом диске, названном, кстати, “Afternoons in Utopia” («Полуденные часы в Утопии»).

Словно желая укрыться от свалившейся на него реальности, Мэриан писал песни с зашифрованными в их названиях символами, что-то о марсианах и мифических персонажах, о фантастических грезах, о неком символическом «Иерусалиме» - городе-мечте… Этот диск, вышедший в 1986 году, изначально планировался как рок-опера или мюзикл, и должен был быть двойным, однако компания WEA  не захотела выпускать его в двойном варианте, засомневавшись, будет ли он успешным.

К тому моменту в Alphaville произошли перемены: ушел Фрэнк Мертенс, вместо него в группе появился Рики Эколетт – статный, длинноволосый парень, который, в отличие от остальных, имел музыкальное образование. (Рики останется в группе до 1997 года)… Заработанные на первом альбоме средства позволили Alphaville приобрести собственную студию Lunapark в Берлине, что весьма благотворно повлияло на творческий процесс. В 1989 году Alphaville являют миру нечто совершенно особенное: альбм “The Breathtaking Blue” (что-то вроде «захватывающая дыхание синева»… честно говоря, затрудняюсь с переводом, может, кто подскажет? – авт.).

Хотя Мэриан и называет его «несвязным», альбом получился не менее интересным, чем предыдущие, но гораздо более разноплановым по стилю: здесь, кроме привычного «электро-попа», появились и джазовые, и классические элементы, стало больше «живых» инструментов. Продюсером альбома стал небезызвестный Клаус Шульце, один из основателей известнейшего проекта электронной музыки “Tangerine Dream”.  Однако компании WEA этот диск показался настолько непохожим на предыдущие работы Alphaville, что она отказалась его «раскручивать».

Но Мэриана и Бернхарда это не очень обеспокоило. Они уже «горели» новой идеей: осуществить свою давнюю (еще со времен Nelson Project) мечту – снять видеофильмы на свою музыку. Практически вслед за альбомом выходит видеокассета “Songlines”, на которой собраны 10 мини-фильмов – по фильму на каждую из вещей, снятых режиссерами из разных стран. Примечательно, что фильм на одну из песен – “For A Million” – был снят российским режиссером и актером Александром Кайдановским. «Мы были польщены, когда он принял участие в нашем проекте, - говорит Мэриан. – Мы узнали о нем благодаря гениальному фильму Тарковского «Сталкер», и в нашем видеосборнике “Songlines” он снял видео на самую красивую и лирическую песню… Мы были по-настоящему шокированы, когда в 1995 году узнали о его смерти… Я очень сожалею, что Александр уже умер. Он был фантастический парень.»

После выпуска “The Breathtaking Blue” Alphaville практически исчезли из поля зрения почти на 5 лет. Мэриан рассказывает: «Мы без конца ссорились с Бернхардом и это были очень обидные ссоры. Мы с трудом завершили альбом и после этого я подумал: это был последний альбом Alphaville!» Ребята решили разойтись, еще не зная, на время или насовсем. Мэриан занялся сольным проектом: в 1992 году он выпустил альбом “So Long Celeste” – на редкость удачную с музыкальной точки зрения запись. Но, к сожалению, ее почти не «раскручивали», а в России вообще купить этот диск трудновато… Бернхард же принялся за пересведение и обработку самых известных песен Alphaville и результатом этой работы стал выход в 1992 году сборника лучших хитов “The First Harvest 1984-1992”. 

И, когда уже все было решили, что немецким «новым романтикам» уже не суждено вернуться, Alphaville выпускают новый диск с неоднозначным названием “Prostitute”… «В течение двух лет после “The Breathtaking Blue” мы не работали вместе и даже практически не виделись друг с другом, - вспоминает Мэриан, - но, в конце концов Рики собрал нас и сказал: ребята, давайте работать, давайте записывать альбом!» (Злые языки, правда, говорят, что у ребят просто закончились деньги и не было причины дальше бездельничать…) “Prostitute” увидел свет в 1994 году. Пожалуй, это самый «темный», но и самый сильный по настроению, по атмосфере, диск. В сравнении с предыдущими записями, он кажется более трагичным и пронзительным, где-то даже мрачным, но вовсе не депрессивным, и даже немного сказочным: одна из песен написана на слова Льюиса Кэрролла (автора «Алисы в Стране Чудес»). «Этот альбом явился как бы завершением десятилетия, эпохи в жизни Alphaville, - сказал тогда Мэриан, - и новый диск определенно будет началом следующей… Мы движемся к новым берегам».

В 1996 году Мэриан записал второй сольный альбом “United”, в котором, в частности, выразил признательность своему давнему кумиру – Дэвиду Боуи, записав кавер-версию на его песню “Five Years”. «Я действительно фанат Боуи, - признается Мэриан. – Он просто как идол для меня!» Пресса писала: «United»… сохранил атмосферу альбома “Prostitute” с острыми переживаниями, порой граничащими с безысходностью, плавно сменяющейся тонкой иронией, легкой меланхолией, размышлениями о смысле жизни»… Наивный мечтатель как будто повзрослел и не мог больше бесконечно укрываться в «Башне из слоновой кости» (одноименная песня с альбома “Prostitute”) – реальный мир слишком явно вторгался в его внутреннюю вселенную, и он не мог не среагировать на это вторжение…

В 1997 году Alphaville выпустили диск под названием “Salvation”(«Спасение»). Отчасти это было возвращение к «истокам», поскольку здесь снова были легкие, танцевальные композиции и красивые, романтичные баллады. Правда, не все поклонники оценили такой поворот событий: после двух сложных и стилистически разнообразных дисков такой «откат назад» разочаровал некоторых из них. Но в целом новый альбом был успешен и группа поехала в турне… А чуть позже, в июне 1998 года в жизни российских фэнов Alphaville наступил праздник: Мэриан и компания выступили на фестивале в Парке Горького в Москве!


…У автора статьи хранится дома памятная видеокассета. На ней стоит дата: «12.06.1998». На кассете записан отснятый тогда еще неумелой, но все же, собственной рукой, тот самый концерт Alphaville в Москве, на фестивале «Звезды Диско». Камера вздрагивает в руках неопытного оператора  - но все-таки можно увидеть, как Мэриан выкладывается по полной, поет «вживую» перед разморенной жарой публикой в душный июньский вечер – и люди вокруг забывают, что на улице +30, что палящее солнце только-только скрылось за горизонтом, а все ждали Alphaville несколько часов, придя заранее, чтобы занять место поближе к сцене…

И вот он – Мэриан собственной персоной. Он совсем не похож на того молодого человека с плакатов. Он поправился, лицо его постарело, а в волосах появилась проседь. И лишь глаза да улыбка все те же. И еще – по-прежнему великолепный голос. И люди перед сценой не могут сдержать своей радости. «Неужели они все-таки приехали?!» - не веря себе, выкрикивает парень рядом со мной. «Да!» - мысленно отвечаю я ему и снова пытаюсь удержать в кадре носящегося по сцене немолодого мужчину в простой черной футболке и «военных» пятнистых брюках… И радуюсь вместе со всеми, слыша такие знакомые песни «живьем» - впервые в жизни.

«Все-таки, мы увиделись на концерте, - подумала я тогда, глядя на Мэриана, - обещание выполнено!» 

Следует заметить, что это был первый, но не последний их приезд в Россию. После выхода в 1998 году поистине масштабной антологии из не издававшихся ранее песен на 8 CD под названием “Dreamscapes”, Alphaville снова гастролируют, и 23 июня 2000 года они снова выступают в Москве. А в 2003 году группа порадовала поклонников новым изданием: альбомом “Crazy Show”. По большому счету, это творение Мэриана: в том же году группу оставил его до этого бессменный компаньон, «синтезаторный гений», добродушный и застенчивый верзила Бернхард… Он всегда предпочитал скрываться в тени своего общительного и любящего «поработать на публику»  друга Мэриана. А теперь и вовсе решил отделиться…

Что же до Мэриана, то 51-летний музыкант по-прежнему полон планов. «Мне нравится то, чем я занимаюсь и я надеюсь продолжать заниматься музыкой до самой смерти!» - говорит он. Мэриан постоянно следит за изменениями течений в мире поп-музыки, дэнс-музыки и считает, что сегодня танцевальная музыка стала гораздо интереснее, чем во времена его молодости, в 80-х.

Он не очень любит говорить о своей личной жизни, предпочитая разговоры об искусстве, шоу-бизнесе, политике… Но кое-что все-таки иногда «прорывается». Например, однажды он поделился воспоминаниями о первой любви: «Она был учителем младших классов, старше меня лет на 27…». Есть в его истории упоминание о девушке по имени Ариана (думается, неспроста это имя фигурирует в нескольких песенных текстах!). В одном из интервью начала 90-х годов Мэриан на вопрос об отношениях с Арианой коротко отвечает: «Сейчас она мой менеджер. И мы друзья, в любом случае»… В 2000 году, во время визита в Россию, Мэриан много говорил о своей маленькой дочке (ей на тот момент исполнилось два года). Не упоминая имя ее матери, Мэриан, тем не менее, говорил: «Мой дом – там, где моя маленькая дочь. Она – центр моей жизни, по крайней мере, пока она маленькая и беспомощная». И рассказывал о том, как рисует с нее наброски (у Мэриана есть художественное образование) и без конца снимает ее на видео: «Тонны, тонны видеопленок! Наверно, если их все посмотреть, это займет больше, чем те два года, что моя дочка живет на этом свете!». Женат Мэриан не был ни разу.

Однажды, когда его спросили: если к нему подбежит поклонница и, обливаясь слезами, выкрикнет: «Я тебя люблю!», как он отреагирует? Ответ был вполне в стиле Мэриана: «Я спрошу: а почему тебя это так расстраивает?».

На вопрос о самом счастливом дне своей жизни он отвечает не менее своеобразно: «Однажды мне приснился ужасный кошмар. Когда я проснулся, я понял, что я безумно счастлив, что это был всего лишь сон. И это ощущение счастья не покидало меня все последующие 24 часа!»

Одной из своих дурных привычек Мэриан называет «гонки на автомобиле, особенно в пьяном виде…»  «Однако, этого делать не стоит! – тут же добавляет он. – Но это прикольно!»

 «Еще я не люблю «оседать», обосновываться на одном месте… - продолжает рассказывать о себе Мэриан. – Мой дом – полупустой, я не люблю иметь много вещей у себя дома. Я предпочитаю смотреть на них. Ну, например – был я в Петербурге, в Эрмитаже, смотрел на картины. И это были МОИ картины… они мои, но мне не нужно иметь их дома. Я лучше поделюсь ими с другими!»

В этом он весь. «Человек мира», хранящий лучшее из этого мира в своей душе, своей внутренней вселенной и готовый поделиться с другими людьми ее красотами. А еще он мечтает о спальне со стеклянной крышей, сквозь которую он сможет каждую ночь смотреть на звезды. И чтобы эта спальня находилась где-нибудь в Восточной Африке (это одно из его любимых мест). «Я до сих пор часто смотрю на звезды! – говорит он. – Так здорово думать о чем-то, глядя на них. Они дарят мне столько вдохновения!» 

И это действительно здорово! Возможно, всем нам иногда стоит последовать этому примеру. И, не взирая на возраст, сохранять детскую способность взглянуть на сверкающие в небе звезды и помечтать – как сохранил ее в себе Мэриан Голд…

  

Наталья Буртовая

Новое на сайте