Из истории этикета

 

Все мы живем с вами в обществе среди людей, значит, мы должны соблюдать определенные правила, определяющие наше поведение в нем и наше взаимоотношения с людьми. Ведь мы же  с вами не стоим на месте в своем развитии, а с каждым днем становимся лучше. Так же мы хотим, чтобы наши дети делили свои завтраки с друзьями, вежливо здоровались с нашими и своими гостями, не грубили бы нам. Поэтому нам совсем не помешает соблюдение определенных законов – законов вежливости, хорошего тона, или, как чаще всего говорят, этикета. Этикет – это правила хорошего тона, без соблюдения которых наша жизнь была бы очень и очень сложна.

Тем не менее, есть ещё люди, которые с недоверием относятся к этикету. Они считают, что соблюдение правил и условностей – дело вовсе не обязательное, ну, может быть, в лучшем случае второстепенное.

Мне хотелось бы надеяться, что многие из вас не согласятся с таким мнением. Не согласна с ним и я. Ведь соблюдение всех этих правила, вобравших в себя многовековой опыт культуры общения между людьми, приносит конкретную пользу, облегчает нашу жизнь. Ведь согласитесь, намного приятнее общаться с людьми доброжелательными, внимательно относящимися к вкусам и привычкам других, чем с невежливыми и даже грубыми.

Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.

Вот об этих правилах, а вернее об их истории, мне и хотелось бы с вами поговорить. 

Историю этикета знают немногие. Книг об этом издается мало. Есть книги по истории искусств, технических открытий. Издается много интереснейших биографий общественных деятелей, выдающихся представителей науки и искусства. А вот о традициях человеческого общения книги мне как-то не встречались…

Исключение составляет литература о потреблении спиртных напитков и сервировке стола…

А между тем история этикета очень интересна. И ее знание принесет нам, мамам настоящим и будущим, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Надо объяснить, почему не иначе, и умело объяснить. В противном случае правила общения и поведения будут восприниматься с трудом, а то и вовсе не привьются.

Так что приглашаю всех присоединяться ко мне, для того, чтобы изучать вместе такую своеобразную азбуку поведения. 

Правила поведения, как некоторые иногда думают, вовсе не придуманы меньшинством для того, чтобы мучить большинство. Они в большинстве своем являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

В средневековье, например, считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Рациональное зерно этого обычая – внимание к женщине – сохранилось до наших дней, хотелось бы надеяться, будет существовать и дальше. А вот есть из одной тарелки – это уже стало преданием давно минувших дней.

Современный этикет наследует лучшие обычаи прошлого, традиции поведения всех народов. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю.

Обычно вручать почетным гостям символические ключи от города возник ещё тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

Возможно, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины носили на левом боку оружие – саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай, тем не менее, сохранился.

Есть правда обычаи, чье происхождение выяснить нелегко. Переходят они из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе. Есть и другие правила такого рода, о которых я расскажу позже.

Большинство правил этикета имеет длительную историю, которой нельзя пренебрегать. «Уважение к минувшему, - вот черта, отличающая образованность от дикости», - говорил  А.С. Пушкин.

Этикет в самом широком смысле – это правила общения людей. Само слово «этикет» вошло в международный обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки  с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия и произошло слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран.

Высшие круги французской аристократии предначертанием судьбы считали право диктовать изящество своих манер другим европейским странам. В 1713 году во Франции издали книгу с перечислением правил этикета, разошедшуюся затем по многим европейским странам. Называлась она «искусство галантных бесед, или Как стать человеком с хорошими манерами».

Стремились не отставать и в России. При Петре I трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В этой небольшой книжке вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как общаться в свете, сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, и какую позитуру принимать при поклоне. Этикет считался частью общего образования.

В книжке содержались советы, как надлежит вести себя с родителями. Рекомендовалось, например, «отца и мать в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то прилично откликаться было так: «Чего изволите, государь батюшка?», или: «Что мне прикажете, государь?». Невежливым считались ответы: «Что, чего, как ты говоришь, чего хочешь?»

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не умеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чаши; не проглотя куска не говори. Чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Конечно, правила эти, в общем-то, разумные, выглядели довольно странно и не к месту на фоне почти всеобщей неграмотности народа, невежества даже среди высших слоев дворянства.

Этикетом в то время забавлялась придворная знать, щеголяли иностранные послы и посланники.

Русская императрица Екатерина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться правил разработанного при императорском дворе “эрмитажного устава”. Среди прочего устав требовал “говорить умеренно  и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели”. Далее предписывалось: “Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей”. За нарушение этого указания гостю навсегда закрывался доступ на приемы к императрице. 

В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом сочеталось с раболепием, преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям. 

Наш великий А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” очень замечательно обличал манеры высшего света. А его Татьяна Ларина выделялась своими простыми и скромными манерами среди мертвящего этикета высшего света. 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

А вот советы, написанные более трехсот лет назад великим чешским гуманистом Яном Амосом Коменским. Его “Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году”, с большим интересом читаются и сейчас.

Некоторые правила не потеряли и теперь своей актуальности, поэтому хочу привести их полностью:

“ – считай всех товарищей по учению за друзей и братьев;

-          не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязуйся прилежанием;

-          если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;

-          не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально;

-          при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им свое почтение поклоном”.

А вот ещё один важный совет Коменского: “Остановиться с кем-либо, уставить глаза на незнакомого считается неприличным”. Порой наши детки так и “едят” глазами незнакомого человека. Ими, конечно же, движет простое любопытство, а не желание обидеть этого человека. Но если этот жест любопытства перейдет в устойчивую привычку, то в мире взрослых он может в определенных случаях расцениваться как бестактность. А иногда даже, восприниматься как оскорбление. 

А вот каким условиям должны, по мнению  Антона Павловича Чехова, должны удовлетворять воспитанные люди. 

« 1.  Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь,   они не делают из этого одолжения, а, уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2.      Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеет душой и от того, что не увидишь простым глазом…

3.      Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4.      Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются. Держат себя на улице так же. Как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5.      Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!..», потому что все это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо и фальшиво…

6.      Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки…

7.      Если он имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8.      Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Им нужны от женщины… свежесть, изящество, человечность, способность быть… матерью. Они не трескают, походя водку… ибо они знают, что они не свиньи…

И т.д. таковы воспитанные…»

Вот вам и, пожалуйста, а ведь ничего и не изменилось. Ни по форме, ни по содержанию.

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

 

Марина Руденко

Новое на сайте