Характер вашего ребенка (окончание)

<<В начало

 

Как формируется характер?

В процессе развития ребенка, в том числе в формировании характера, бывают стабильные и критические этапы. Во время стабильных периодов изменения происходят медленно, незаметно, они как бы накапливаются. Для критических характерен резкий качественный скачок в развитии. В этот момент отношения с взрослыми складываются непросто, потому что ребенок начинает по-новому себя ощущать и требует к себе другого подхода.

В дошкольном возрасте ребенок переживает 2 возрастных кризиса, оказывающих влияние на развитие его характера: в 1 год и в 3 года. Периоды от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3-х лет (раннее детство) и от 3-х до 6-7 лет (дошкольное детство) являются стабильными.

 

Младенчество (1-ый год жизни)

Первый год жизни ребенка очень важен для формирования эмоциональных черт характера. В это время основным типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослым. Младенец еще не может существовать отдельно от окружающих его людей, он учится взаимодействовать с ними, проявлять свои желания и потребности. От того, насколько внимательны и добры к нему родители и другие родственники, будет зависеть эмоциональный фон всей его дальнейшей жизни.

Кризис первого года

Во-первых, кризис первого года жизни связан с тем, что ребенок начинает ходить, уже в чем-то приближаясь к взрослому человеку. Во-вторых, происходит формирование речи, появление первых осмысленных слов. В-третьих, начинают проявляться волевые черты характера: ребенок отказывается подчиняться старшим, оказывает им сопротивление. Малыш начинает отделять себя от взрослого, даже в чем-то противопоставлять себя ему. Для того чтобы получить желаемое ребёнок начинает сознательно капризничать (кричать, плакать, падать на пол, отказываться идти). Особенно сильно такое поведение проявляется при неправильном воспитании. В такой ситуации важно избежать крайностей со стороны родителей: не стоит кричать, полностью игнорировать его поведение или идти у него на поводу. Нужно постараться дать понять доступным малышу способом, что капризы не лучший метод достижения цели.

 

Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

В это время формируется ориентация ребенка на себя, на предмет деятельности (на дело) или на других людей.

Если ребенок ориентирован на себя, он отличается высокой тревожностью, сосредоточенностью на своих чувствах, мыслях и переживаниях, подавленностью или повышенной капризностью. Его поведение напрямую зависит от самочувствия и настроения в определенный момент. В процессе общения с другими людьми малыш ориентируется исключительно на собственные интересы и желания, редко задумываясь о чувствах окружающих. Он переоценивает свои способности, при этом слишком требователен к окружающим. Очень важно научить такого ребенка считаться с мнением и желаниями других людей.

Ориентация на предмет деятельности (на дело) выражается в том, что малышу интересно постоянно узнавать что-то новое. Этот тип ориентации начинает проявляться очень рано, в первые годы жизни. Таких детей часто называют любознательными, «почемучками», им интересно конструировать, строить, лепить, постоянно совершать открытия. Не ограничивайте малыша в процессе его развития, придумывайте для него новые увлекательные занятия.

При ориентации на других людей кроха ведет себя так, чтобы не ущемить интересы окружающих. Проявляется подобная ориентация в готовности общаться и взаимодействовать с другими людьми. Важно показать ребенку, что его собственные желания не менее значимы.

 Если ребенок терпит неудачу в каком-либо деле, наиболее сильные переживания возникают у детей, ориентированных на себя. Легче всего справляются с трудностями малыши, ориентированные на предмет деятельности.

В период раннего детства активно формируются интеллектуальные черты, ребенок учится решать интеллектуальные задачи, часто методом проб и ошибок. Он познает мир, изучает свойства и функции предметов. Развивается наблюдательность – малыш смотрит на взрослых и пытается им подражать. Закладываются основы нравственных черт, умения находить общий язык с родителями и другими людьми.

Кризис 3-х лет

Первый признак кризиса – это негативизм. Ребенок категорически отказывается от предложений взрослых, несмотря на то, что внутренне согласен с ними. Таким способом он учится проявлять свои волевые и эмоциональные качества.

Вторым признаком кризиса является упрямство, которое отличается от настойчивости. Малыш будет до конца настаивать на своем первоначальном решении, хотя у него нет большого желания поступить именно так. Например, ребенку предложили что-то съесть, но он отказался. Если позже он захотел, то все равно не соглашается, проявляя упрямство, строптивость и своеволие. Такие поступки показывают развивающееся, но еще неустойчивое стремление ребенка проявить самостоятельность.

Третий признак кризиса 3-х лет – симптом обесценивания, когда ребенок начинает называть ругательными словами своих близких. В такой ситуации важна правильная реакция взрослых, поскольку от их мудрого, выдержанного, но в то же время твердого поведения будут зависеть нравственные черты формирующейся личности. Важно объяснить малышу, что подобное обращение к близким не приемлемо. В этом возрасте ребенок проявляет свое «Я», определяя собственное отношение к окружающим людям, к авторитету родителей.

 

Дошкольный возраст (от 3-х до 6-7 лет)

Ребенок познает окружающий мир с помощью взрослого, многие дела они могут делать вместе. В этот период на первое место выходит игровая деятельность. В процессе игры ребенок усваивает образцы поведения, принимая на себя роль взрослого человека, большей степени происходит формирование нравственных черт (честность, чувство долга).

Необходимость подчиняться определенным правилам в процессе игры заставляет ребенка контролировать свое поведение, способствует развитию воли целеустремленности, выдержки.

Игра влияет на формирование интеллектуальных черт характера (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), поскольку знания из игровой деятельности переносятся в реальную жизнь и наоборот.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, в дальнейшем из этих качеств развивается самооценка.

Характер не является чем-то готовым, изначально данным от природы, он формируется в процессе жизни человека. Очень важно, чтобы родители уделяли внимание ребенку и предоставляли возможности проявить себя, создавая тем самым условия для развития сильных сторон его характера. В общении с малышом необходимо помнить о принципе золотой середины: нельзя все ему позволять, но в то же время нельзя все запрещать.

 

Ольга Литвинова

Новое на сайте