«Заветный кусочек пластика»

Тема близкого знакомства с автомобилем и получения водительских прав уже затрагивалась на нашем сайте. Сегодня же мы рассмотрим вопрос автошкол, обучения и сдачи экзаменов более подробно.

Но первым делом хотелось бы сказать, что о приобретении водительского удостоверения путем «покупки» следует забыть раз и навсегда. Дело не в стоимости сомнительной сделки и даже не в том, что заветная пластиковая карточка может оказаться липовой и первая же встреча с сотрудниками ГАИ может закончиться печально. Наверное, никому не нужно объяснять, что дорога способна отнять не только вашу, но и чужую жизнь по вашей вине. И выезжать на дорогу, не владея в достаточной степени автомобилем и не зная Правил дорожного движения, НЕЛЬЗЯ! Сегодня, к сожалению, для многих этот запрет ничего не значит – не потому ли ежегодно на дорогах нашей страны гибнет более 30 тысяч человек? В общем, дорога – это серьезно, и относиться к ней нужно соответственно.

От автора:

Я училась и получала права 8 лет назад (в Москве). С тех пор кое-что изменилось. Например, не стало совершенно дурацкого, на мой взгляд, элемента: «разгон-торможение» - когда за 14 секунд надо тронуться, включить первую-вторую передачи и затормозить, не заезжая за линию. «Валили» на этом элементе всех подряд. Из-за него я сама сдавала «площадку» четыре раза. Еще одно изменение – отменили обучение «экстерном». То есть, термин остался, но сегодня он приобрел негативное значение, поскольку теперь это незаконно и считается, что автошколы, предлагающие экстерн, обманывают своих клиентов. Мое личное мнение: экстерн (16 часов теории плюс 28 часов практики – и едешь в ГАИ сдавать самостоятельно) был весьма удобен для тех, кто уже владел навыками вождения и просто хотел формально закрепить свои знания и умения. Так было и у меня: я умела трогаться, переключаться, ездить по площадке и знала все дорожные знаки. Но теперь всем приходится учиться 2 с лишним месяца, сдавать внутренний экзамен и только потом уже ехать в ГАИ всей группой. Для людей, обучающихся «с нуля», это, безусловно, плюс. Для тех же, кто уже кое-что умеет – возможно, тоже плюс, если школа способна предоставить качественные услуги.

На момент написания статьи слухи о том, что срок обучения в автошколах планируют продлить до 6 месяцев, не были подтверждены. Хотя, если это произойдет, навряд ли программа обучения будет сильно изменена. Скорее всего, растянут все то же самое на более долгий срок.

Автошкол сегодня много в каждом городе. Чаще всего будущие водители выбирают школу, ориентируясь на отзывы знакомых, родственников и в интернете, а также по месту расположения (чтобы поближе к дому или работе). На что рекомендуется обращать внимание при выборе? 

- У автошколы должна быть лицензия на данный вид деятельности. Иначе обучение в ней окажется недействительным и до экзаменов в РЭО ГАИ вас не допустят.

- По окончании курса обучения вам должны выдать следующие документы: свидетельство об окончании школы и водительскую карточку с фотографией, паспортными данными, номером свидетельства и печатью ГИБДД. Все остальное не имеет никакой ценности. Поэтому, если школа обещает что-то другое вместо вышеперечисленного – связываться не стоит.

- Количество человек в группе должно быть около 30. Набор в автошколы ведется круглый год и по мере набора группы начинаются занятия. Большинство автошкол проводят занятия по вечерам и выходным, кое-где есть и утренние часы.

- Школа должна располагать собственными учебными пособиями, макетами светофоров, плакатами, а также компьютерами. Обучение с помощью компьютерных программ считается более действенным, к тому же, можно заранее пройти тест, который предлагается на экзамене в ГАИ.

- Соотношение практических занятий на реальном автомобиле и тренажере должно быть 70/30%. Если на тренажер-симулятор приходится более 30% от общего времени, то о качестве обучения говорить не приходится. Некоторые инструкторы вообще считают тренажер бесполезным устройством.

- Количество часов вождения должно составлять не менее 28-30 академических часов. Важно также количество автомобилей и их состояние. В серьезных автошколах техника, как правило, не «убитая». Некоторые школы работают только с отечественными автомобилями, но сегодня довольно часто можно встретить на учебных площадках иномарки (чаще это недорогие «корейцы»). 

Во многих автошколах предлагают услуги фотографа, медкомиссии. В принципе, воспользоваться этим можно, правда, выйдет дороже, чем где-то «на стороне». 

Курс обучения в автошколе начинается с теоретической части: изучение Правил дорожного движения (ПДД), лекции по устройству и техобслуживанию машины, занятия на компьютерах. Экзаменационные билеты по ПДД и комментарии к ним можно купить еще до начала занятий и «поотгадывать» картинки-билеты самостоятельно. А на лотках с дисками можно найти полезный CD с программой, объединяющей и билеты, и комментарии, и много дополнительной информации. Все это можно штудировать параллельно с обучением в школе. Инструкторы автошкол советуют уделять изучению Правил по часу в день в течение месяца. 

Перед началом практических занятий не лишним будет поинтересоваться, по какому графику это предстоит делать, есть ли у автошколы собственная площадка-автодром или же школа ее арендует. В случае с арендой придется подстраиваться под график школы (это может быть связано с неудобствами – придется отпрашиваться с работы или учебы).

Если машина у вас уже есть или же известно, какую будете покупать, можно попытаться найти инструктора с похожей моделью. Но, даже если не найдется, ничего страшного. Научиться можно на любом автомобиле, принципы управления везде аналогичны. Недавно в одном журнале попался на глаза совет начинающим водителям: начинать обучение на автомобиле с автоматической коробкой передач, покататься, привыкнуть, а потом… переходить на «механику»! Совет в корне неверный и на подобные предложения соглашаться не стоит. Тем, кто никогда раньше не сидел за рулем, начинать нужно только с механической коробки передач! Именно она позволяет почувствовать машину, понять, как она себя ведет и отзывается на действия водителя. На «автомат» перейти потом можно всегда, если захочется. Тем более, что сдавать экзамен придется все равно на «механике». Наше ГАИ, кстати, уже думает о том, чтобы машины с «автоматом» вынести в отдельную категорию – надо думать, неспроста!

Так или иначе, первые занятия пройдут на учебной площадке. Через сколько занятий вас можно будет выпустить в город, инструктор решит сам. В дальнейшем занятия могут совмещаться: из отпущенных полутора часов половину вы будете тратить на отработку технических элементов: сегодня это «змейка», «параллельная парковка» (ох как не хватало ее 8 лет назад! – авт.), «разворот в узком месте», «въезд в гараж» и «трогание на подъеме». Вторую половину времени вы будете ездить по городу в реальных условиях (маршрут, опять же, выбирает инструктор). Положенных 28-30 часов может не хватить – в этом случае придется брать дополнительные часы за отдельную плату и по отдельной договоренности с инструктором. Надо быть к этому готовым, потому что в среднем нужно часов 40, чтобы ощутить себя за рулем более-менее уверенно, «почувствовать» машину (первое время будет ощущение, что машина отдельно, а вы – отдельно…)

Когда обучение подходит к концу, начинается самое главное: экзамены. Как уже сказано выше, экстерн отменили и без внутришкольного экзамена не обойтись никак. Подробно останавливаться на «внутреннем» экзамене не будем, в каждой школе свои нюансы и о них вам расскажут. Если сдача проходит успешно, вас допускают до экзаменов в ГАИ. Дату и время вам сообщат заранее.

Проходят экзамены в три этапа и при самом удачном раскладе их удастся пройти за один день. Но это при самом удачном (практически не бывает случаев, чтобы за один «заход» сдала вся группа – к этому тоже надо быть готовым).

Первый этап – «теория», сдача ПДД на компьютере. 20 минут, 20 вопросов, ошибиться можно лишь 2 раза. Запрещено пользоваться любой литературой, а также переговариваться с соседями по классу (на экзамен приглашают обычно группой). Волнуются обычно все очень сильно, тут совет один: собраться и включить память – все-таки, не зря столько времени изучали Правила!

Второй этап – «площадка». Теперь сдаются только три элемента из пяти (какие – см.выше), но «трогание на подъеме» выполняется в любом случае. Инспектор ГАИ садится с вами в машину – и дает команду начинать… На три элемента дается четыре попытки, то есть, один из них можно переделать, но не более одного раза.

(От автора: в моей жизни было множество разных экзаменов, но нигде я не чувствовала такого мандража, как при сдаче «практики» в ГАИ! Присутствие инспектора в автомобиле практически «парализовывало» и вызывало дрожь в конечностях. В общем, один из самых неприятных экзаменов, который, тем не менее, удалось сдать!)

Если и «площадка» позади – остается последний, третий этап – «город». Часто автошколы организуют ознакомительные поездки по экзаменационному маршруту – можно поехать, посмотреть, информация не лишняя.

В машине с вами снова будет находится инспектор и, возможно, еще трое таких же, как вы, кандидатов в водители. Здесь главное делать все спокойно. Теоретически, инспектору запрещено провоцировать кандидата на нарушение ПДД, но они все равно это делают (якобы «проверяют знание Правил»). Например, неожиданно предлагают развернуться – разметка этого не запрещает – вы разворачиваетесь и получаете оценку «не сдал» - оказывается, вы выполнили маневр на остановке или пешеходном переходе. Или, допустим, вы едете по узкой улице с машинами, припаркованными вдоль тротуара, и инспектор говорит: «Вы сейчас заденете правым боком стоящие автомобили!» Вы тут же смещаетесь влево – и получаете оценку «не сдал», поскольку оказались на встречной полосе… Поэтому не торопитесь моментально реагировать на слова инспектора – бросьте взгляд по сторонам, возможно, вас провоцируют на нарушение. Но даже если вышло так, что вы не сдали с первого раза – не отчаивайтесь, придете на пересдачу. В 2007 году пересдать «теорию» стоило 60 р., «площадку» и «город» - 100 р. Мы не рассматриваем варианты, в которых все заранее «проплачено», все можно сделать легальным, обычным путем. Обычно инспектор понимает, что, если человек пришел на пересдачу в второй, третий и даже четвертый раз, он явно не собирается ничего доплачивать «в карман» и от такого проще отделаться, чем «заваливать» его бесконечно.

Собственно, после сдачи «города» ваша водительская карточка остается в РЭО ГАИ и вам говорят, когда подъехать за готовыми правами. Вот он, светлый миг победы! :) Правда, еще придется уплатить госпошлину за выдачу водительского удостоверения (в 2007 году было 200 р. или 300 р. за удостоверение международного образца). 

На самом деле, процесс обучения и получения прав только кажется сложным и долгим. Все пролетает очень быстро, хотя и оставляет в памяти сильный эмоциональный отпечаток. Но получение желанной пластиковой карточки – это только начало, «пропуск» в жизнь «человека автоводящего». А в ней вас ждет много интересного – сами увидите! Удачи!

 

Наталья Буртовая

Фото: www.autovao.ru

Новое на сайте