Уже многие столетия собаки - верные и преданные спутники скоморохов, жонглеров, бродячих музыкантов. Цепкая память, ум собак позволяют научить их многим трюкам. Животные прыгали через кольцо или палочку, сидели, ходили на задних лапах, «пели» под незатейливую мелодию. Тогдашняя публика с восторгом встречала необычных артистов.
Византийский хронист Феофан записал свое впечатление о бродячем музыканте и его дрессированной собаке:
«Пришел из Италии некий Андрей с рыжей слепой собакой, которая по его приказанию давала представления. Дело было на площади. Андрей потихоньку от собаки брал у зрителей, толпившихся в большом количестве, кольца золотые, серебряные и железные, разбрасывал их, покрывал землей, а собака узнавала, кому какое кольцо принадлежит. Затем собака распознавала, каким императором выпущена та или иная монета, наконец, она угадывала, какая из зрительниц беременна, кто в собравшейся толпе скуп, кто щедр, кто развратен.
Я думаю, что все приходят в изумление при виде множества фокусов, которым дрессировщики научают своих собак, при виде того, как собаки танцуют, не ошибаясь ни в одном такте мелодии, которую они слышат, при виде разных движений, которые собаки исполняют по приказу своих хозяев».
Вспомните мультфильм «Бременские музыканты», где собаки весело отплясывают под нехитрый аккомпанемент виолы, флейты, барабана, выступают с дрессированными петухами, участвуют в звериных пирамидах.
Собаки-поводыри сопровождали слепых музыкантов, нищих, калек. Они были приучены носить в зубах или передних лапах чашку для сбора милостыни и обходить публику, собирая монетки. Умные, преданные псы находили для своих хозяев более удобные дороги и охраняли от разного рода неприятностей.
Воспитание собаки было иногда единственным утешением для людей, которых обидела судьба.
Французский герцог Бофор, заключенный в Венсенский замок политическими противниками, скрашивал свои дни обучением пса Писташа. И давал с ним представления обитателям Венсенского замка.
- Который час? - спрашивал герцог. Часы показывали полседьмого. Писташ шесть раз поднимал и опускал лапу, потом на седьмой раз поднимал ее и немного держал в воздухе.
Более четко ответить было невозможно. Потом Писташ отвечал на вопрос герцога: «Кто самый выдающийся злодей в мире? ». Когда герцог называл фамилии королевского секретаря и министра финансов, собака каждый раз отрицательно мотала головой.
- Ну, тогда поищем еще. Возможно, это знатный негодяй Мазарини де Пишина, например?
Писташ около десяти раз поднимал и опускал голову, что должно было означать «да». В конце представления Писташ весело прыгал через палочку в честь госпожи Монбазон, королевы и еще выше - в честь короля. А когда герцог приказал прыгать в честь Мазарини, пес демонстративно повернулся к палочке задом.
Так забавлялся, дрессируя собаку, один из героев романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя» герцог де Бофор. Благодаря усердию вельможного арестанта Венсенского замка пес Писташ стал настоящим артистом. Возможно, многое из этого - художественный вымысел писателя. Неоспоримым остается одно: обученные собаки способны исполнять различные команды и реагировать на сигналы, подаваемые их хозяевами.
Собак, как и лошадей, можно научить «считать». Ведя счет, они поднимают переднюю лапу, как это делал Писташ герцога Бофора, или гавкают. Понятно, что считать собаки не умеют. Для этого необходимо обладать абстрактным мышлением, которого у животных нет. Зрителям же кажется, что собака гавкает сама, сколько необходимо.
О том, как таким методом дрессировки овладел школьник Костя Шишкин, интересно рассказал писатель Н. Носов в книге «Витя Малеев в школе и дома». Подкармливая пса Лобзика сладостями после щелканья пальцами, Костя научил его гавкать до этого условного сигнала. Лобзик мог показывать необходимые цифры, даже решать несложные задачи. Подавать команды-сигналы можно и другими знаками: кивком головы, движением рук и глаз.
Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка. Всем известна история чеховской Каштанки. Это собачку нашел и научил выступать на арене цирка Владимир Леонидович Дуров. У него же были и другие талантливые артисты-собаки. Дворняга Бишка могла по приказу дрессировщика пойти в ложу и взять зрителя-военного за третью пуговицу сюртука, она брала на рояле заданную зрителями ноту, нажимая лапой на клавишу, выбирала из кучи плакатиков необходимые цифры и приносила их в зубах хозяину. Другая собачка, такса Запятайка, показывала на разложенной географической карте, где находится Белое море.
Как известно, В.Л.Дуров не только дрессировал собак, но и участвовал в уникальных научных опытах над своими подопечными. Совместно с академиком В.М. Бехтеревым в 1921 году был проведен опыт мысленного внушения дрессированным собакам определенных действий. Подобные опыты В.Л. Дуров проводил и в практической лаборатории зоопсихологии вместе с пионером мысленного внушения в СССР инженером Б.Б. Кажинским. Еще до 1921 г. в лаборатории В.Л. Дурова в течение 20 месяцев было проведено 1278 опытов мысленного внушения (собакам), из которых 696 удались, а 582 оказались неудачными.
В результате статистической обработки материалов исследований было выяснено, что «...ответы собаки не были случайными, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». При этом мысленное внушение не обязательно должно было исходить от дрессировщика, но и от опытного индуктора, при условии, что он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение осуществлялось не только при непосредственном визуальном контакте с животным, но и на расстоянии, когда собаки не могли видеть и слышать дрессировщика, а он собак. Необходимо отметить, что эксперименты проводились с собаками, которые прошли специальную дрессировку и имели в связи с этим определенные изменения в психике.
В результате этих и многих других исследований с животными выяснилось, что пси-феномены присуще не только сознанию человека, но и являются фундаментальным свойством всего живого. Различие состоит в том, что человек в отличие от животных способен сознательно управлять этими процессами.
Но вернемся к собакам - цирковым артистам. Теперь вряд ли можно найти цирк, где бы не выступали с различными номерами дрессированные собаки.
Уже более 70 лет украшает арены цирка программа «Собачья школа». Создал ее Николай Ермаков-старший. Вот уже 30 с лишним лет продолжает ее Николай-младший (справедливо величающий себя Николаем Вторым), сын Ермакова — заслуженный артист РСФСР.
- Отец был лауреатом международных конкурсов. Мы с братом пошли по стопам родителя: окончили цирковое училище в Москве и с 1976 года начали выступать вместе как акробаты-жонглеры. Придумали номер «Футбол - хоккей», а вторым номером взяли собачек," - говорит в одном из интервью Н.Ермаков.
В цирковом мире мало таких номеров-долгожителей. Что же позволило «Собачьей школе» занять такое почетное место?
За долгие годы «Собачья школа» претерпела немало изменений, которые зависели как от неизбежной смены состава животных, так и от введения новых комических ситуаций и оригинальных трюков. Причем трюки подсказывают сами собаки. Например, драку на последних партах. На репетиции собаки на самом деле подрались. Дрессировщик увидел это и закрепил. Стал более современным и облик самого клоуна, усовершенствовалась драматургия. Да и название изменилось: ни много, ни мало - «Собачья академия профессора Николая Ермакова». Однако основная фабула номера остается неизменной: в классе есть отличник, лентяй, ябеда, дежурный...
Выступление, которое продолжается около 10 минут, отличается, прежде всего, своим четко выраженным сюжетом, что чрезвычайно редко удается в дрессировке. Это действительно маленький спектакль с действующими лицами, с запоминающимися характерными образами начиная от школьного учителя (Николай Ермаков-младший) и заканчивая самым ленивым его учеником — двоечником Бабаем.
На арене - парты и классная доска. Школьники самых разнообразных пород и беспородностей, расцветок и лохматостей. Идут занятия по арифметике, географии, чтению и прочим предметам. В ходе занятий в комических репликах учителя, забавных действиях учеников проявляются не только их способности, но и свойства характеров. Несмотря на комедийность представления, в нем нет нарочитого гротеска. Все по-настоящему, все приближено к «всамделишной» школе. Наполнены юмором реплики учителя, одетого немного необычно: в курцфак, клетчатые панталоны и утрированные ботинки. Его обращение к зрителям, разговор с учениками способствуют раскрытию ролей, исполняемых собаками, подчеркивают эксцентричность их действий. Учитель пишет мелом на доске 9:3...
- Рекс! Иди к доске, отвечай... Сколько будет девять, разделенное на три?
- Гав, гав, гав! - отвечает четко Рекс.
Сразу же к доске подбегает косматый дежурный по классу, усердно работая лапами, стирает мел. В зале нарастает смех, который затем длится почти беспрерывно до окончания номера. Особенно веселил всех Бабай. Этот самый крупный пес ухитрился и на занятия опоздать, и ни на один вопрос преподавателя толком не ответил - типичный лодырь. Все происходящее на манеже жизненно, и поэтому чрезвычайно комично.
Хохочут не только взрослые, но и школьники, их радует забавная пародия на себя. Безусловно, каждый спектакль чем-то отступает от эталона, несет в себе много импровизаций, часто незаметных.
После окончания номера все участники рассаживаются за кулисами на свои постоянные места у форганга. Ермаков на полном серьезе начинает проводить разбор представления. Сам разбор всегда необычайно интересен. Все морды повернуты к дрессировщику, на него устремлены десятки преданных, внимательных, серьезных глаз.
- Чибрик!... Ты сегодня молодец (Чибрик от радости виляет хвостом). А ты, Барбос, к сожалению, мух ловил во время работы... Плохо, плохо!
Лохматый Барбос выглядит в период разборки таким виноватым и несчастным, что становится искренне жаль провинившегося.
Делясь с коллегами-дрессировщиками своим опытом, Ермаков-младший говорит: «Можете мне поверить, мы прекрасно понимаем друг друга. За годы общения животные, особенно собаки, так привыкают к хозяину, что сразу улавливают даже малейшие нюансы его настроения. Чувствуют, что он хочет выразить и взглядом, и жестом, и интонацией голоса. К тому же животные всегда лучше понимают того, кто их искренне любит и никогда не кривит душой. Никакой фальши допускать нельзя. Следует заметить, что собаки отлично чувствуют свои заслуги и провинности. Например, пес Барбос отлично осознал свои ошибки, за что получил замечание. И это не фантастика» .
В общем-то похоже на фантастику подобного рода представление. Созданию такого необычного спектакля способствует хорошо налаженный тесный контакт с собаками. Без него можно заставить собаку ходить на передних лапах или крутить сальто-мортале, но нельзя научить ее играть какую-то заданную роль. Тем более стать активно действующим лицом в сложной интермедии.
Каждый из четырнадцати участвующих в выступлениях «школьников» обязан иметь ярко выраженный характерный образ. Именно в этом и заключается главная, самая трудная задача - в резерве всегда несколько разных псов, которых на репетициях Ермаков внимательно изучает. Здесь играют роль внешность собаки, ее характер и масса других свойств. Ведь, чтобы сыграть того же Бабая, необходим немалый талант. А внятно произнести «а» или тем более слово «мама» может одна собака из тысячи.
За семьдесят лет существования этого творческого собачьего ансамбля в нем определилось несколько ролей, ставших уже как бы «классическими». В них имена действующих лиц передаются по наследству. Как в свое время собаке Карандаша - Клякса.
Прежде всего это хитруган-двоечник Бабай - самый большой пес, исполняющий главную комедийную роль отпетого лентяя. Он лохмат и смешон. За ним по степени важности роли — дежурный по классу — эмоциональный, желательно с задатками подхалима. Затем отличники Рекс и Дружок. Оба настоящие интеллигенты — любимчики учителя, гладкошерстные и породистые. Лохматы и смешны ябеда Кузя и второй лентяй Муму. Этот еще должен уметь умильно улыбаться.
Для урока чтения важно подобрать «говорящих» собак. Здесь уж не до внешности, только бы ученик мог что-нибудь произнести. Подобную собаку выбрать непросто и очень сложно подготавливать ее. Для урока пения и физкультуры тоже необходимо специально подбирать и обучать подходящих «артистов». Большинство собак Ермакова - обыкновенные метисы, простые дворняги. Это как нельзя лучше доказывает, что они достойны признания и самой высокой оценки их способностей и труда дрессировщика.
- Зритель видит на манеже 12 - 14 собак, а всего их у меня двадцать одна! - рассказывает дрессировщик. - У собак короткий век - всегда нужно думать о новой смене. За годы, что я выступаю с аттракционом, много собак сменилось. Есть у меня потомственные артисты, но совсем не хуже те, кого я купил на птичьем рынке. Недавно мне принесли двух лаек-метисов - думаю, из них будет толк. Но вообще-то талантливая собака - как козырная карта. Не всем дано быть артистами. И здесь важна не порода, а характерный экстерьер. Как в театре и кино, роли распределяются с учетом внешних данных, особенностей характера и способностей. Несчастный Му-му, которому все время подсказывают, должен вызывать жалость своим видом. Лентяй - совсем другая фактура, он должен походить на увальня. Начесанный рыжий пудель отлично справляется с этой ролью.
Здесь встает вопрос «кнута и пряника». Ермаков считает, что так же, как к детям, так и к собакам необходимо применять все меры воспитания, но прежде всего - поощрение. Наказание животных говорит о слабости дрессуры. Если и наказывать зверюшек, то лишь по справедливости и вовремя. Хотя в «Собачьей школе» дисциплина отменная.
Действительно, зрители привыкли к тому, что перед собачьими номерами за кулисами раздается громкий многоголосый лай. В этом номере его можно услышать только один раз: это когда все участники дружно выбегают на финальный поклон. В остальное время на всякие посторонние, не относящиеся к делу эмоции наложено строгое запрещение. В такой сложной обстановке по-другому нельзя.
Владимир Леонидович Дуров в своей книге «Дрессировка животных» писал о поставленной им в 1912 году сатирической кинодраме: «...Моя кинокартина «И мы как люди», исполняемая только животными, подтверждает, что звери тоже могут играть, как актеры... Пес Пик, исполняющий главную роль, передавал очень естественно то, что требовалось по смыслу постановки...».
Клоун-дрессировщик - это не только способный характерный актер, каким должен быть каждый клоун, но это еще и человек, беззаветно любящий и понимающий животных. Сюжетные композиции с ними требуют и больших творческих способностей. Подобного вида клоунад очень мало. Слишком много надо физических и душевных сил, чтобы, как правило, без сценариста и режиссера, только своими средствами осуществить постановку и поддерживать ее долгие годы на высоком профессиональном уровне. Эти годы сулят не только аплодисменты зрителей, но и горькое расставание со своими верными друзьями - четвероногими партнерами. Их век, к сожалению, короток...
Подготовила Екатерина Полянская
Www.chistomir.ru
Керхер цена - мои высокого давления karcher керхер www.chistomir.ru.
www.chistomir.ru
Https://ambulance.ru
https://ambulance.ru перевозка и транспортировка лежачих. Перевозка больных лежачих.
ambulance.ru
5 где отметить день рождения
Топ 5 где отметить день рождения.
nnovgorod-indigo.warpoint.ru
Создать магазин telegram конструктор ботов для интернет магазинов
Создать магазин telegram конструктор ботов для интернет магазинов.
ibot.by
Ветклиники в северном: ветклиника северное медведково
Ветклиники в северном: ветклиника северное медведково.
alfvet.ru