Маня – Манюша - Мари

Полоний – 210.… Химический элемент, стоящий в периодической системе элементов под порядковым номером 84. Элемент, в разрушительной силе радиоактивного излучения которого недавно еще раз  убедился весь мир. Полоний открыла знаменитая женщина - физик и химик – Мари Кюри-Склодовская, вся жизнь которой, была пронизана пламенным стремлением к высотам науки и посвящена глубоким исследованиям радиоактивности. Она пользовалась такой огромной популярностью во всем мире, как ни одна другая женщина-ученый...
 

Каждый вечер дети просят своего католического Бога: «Господи, верни здоровье нашей маме». В Варшаве, в большой и дружной семье учителя физики Владислава Склодовского поселяется несчастье. Его любимая красавица-жена тяжело больна. После рождения пятого ребенка Марии 7 ноября 1867 года у пани Склодовской обнаруживают чахотку, болезнь прогрессирует, несмотря на интенсивное лечение.

Самая маленькая - Мария - всеобщая любимица в семье, ей присваиваются уменьшительные имена – «Маня» и еще ласковее – «Манюша». Маня помнит худенькие, но такие теплые и родные руки своей матери, которые постоянно что-то оправляют, что-то завязывают на ее платьице, приглаживают короткие вьющиеся волосы, похлопывают по упругим щечкам. Девочке непонятна сдержанность, с которой мама общается с ней, никогда не поцеловав и стараясь как можно быстрей отстранить ее от себя.

Семью радует превосходная память Мани, ее любознательность. Она никак не может совладать с той непреодолимой силой, которая так и тянет ее в рабочий кабинет отца, где на полках лежат завораживающие, непонятные предметы. Она разглядывает их с волнением и интересом. «Физические приборы», - объясняет ей отец, и она запомнит эти два волшебные слова.

Десятилетняя девочка Маня в трауре. Предстоит проститься с самым  любимым и дорогим, самым необходимым ей человеком – милой мамой. И только сестры,  брат и отец пан Склодовский, который отдает все свободное время так рано осиротевшим детям, спасают Маню от тяжких страданий по невосполнимой утрате.

В то время Польша была в составе России и Маня учится в казенной имперской гимназии, только там выдают официальные аттестаты. В семье Склодовских три золотых медали. Одна из них получена Маней по окончании гимназии 12 июня 1883 года. В традиционно черном выпускном платье, с чайными розами на корсаже,  она прощается с подругами, учителями и покидает гимназию навсегда.

Счастливый от успехов младшей дочери отец отправляет ее к родственникам вдали от Варшавы, где она живет месяцами, всецело предаваясь веселой, беззаботной жизни, в первый и последний раз наслаждаясь бездельем. Свои впечатления Маня так описывает сестре: «…Я столько танцевала, что случалось выйти…передохнуть, кавалеры выстраивались у самой двери, чтобы…не проглядеть меня». И еще: «Воды сколько хочешь…, что приводит меня в восхищение. Учусь грести…, а купание идеальное.  Делаем все, что взбредет в голову…, проделывая такие взбалмошные шутки, что за некоторые нас стоило бы запереть в сумасшедший дом». Этот чудесный миг радости и счастья, что подарила ей судьба, запечатлится у Мани на всю жизнь.

Многим в своем становлении на жизненный путь она обязана отцу, уделяющему своим детям много внимания и заботы. Скромный учитель средней школы, он обладает огромной эрудицией, знает несколько языков, делает переводы иностранных поэтов и прозаиков на польский язык. Благодаря ему Маня развивается в содержательной, интеллектуальной среде.  Крепкие узы связывают ее с отцом, который всегда стремится, сделать жизнь своих детей разнообразной и интересной.

В шестнадцать с половиной лет Маня чувствует на себе тяжелую долю гувернантки, она работает в богатых домах, отправляясь  в разные концы города, преодолевая холод, дождь, снег, ветер, занимаясь с ленивыми, плохо воспитанными детьми. А их родители, порой, просто забывают заплатить в конце месяца такую небольшую для них, но такую нужную Мане  сумму. Интеллигентная, хорошо воспитанная девушка видит свое превосходство перед этими буржуазными семействами, «испорченными своим богатством».

«Молодая девушка с аттестатом дает уроки арифметики, геометрии и французского за умеренную плату»… Так выглядит объявление, которое дает Маня в надежде, что новые хозяева будут лучше предыдущих, а оплата  значительнее.

И, получив место, уезжает от своего горячо любимого отца, от сестер и брата из Варшавы в далекое  поместье Щуки. Но мечта о том, что новый заработок будет достаточным, чтобы накопить  денег и уехать учиться в Париж, в Сорбонну, не замедлит рассеяться. Денег хватает только для сестры, которая учится в парижском  университете. Понимая, что выбраться из столь глубокой провинции трудно, она еще с большим упорством и настойчивостью расширяет свои знания в области математики, переписываясь с отцом, читает книги по социологии, физике, анатомии и физиологии, совмещая это с обязанностями гувернантки.

В этом же поместье Маню настигает  первое  неизведанное чувство, любовь захватывает все ее существо. Старший хозяйский сын Казимеж приезжает из Варшавы на каникулы и встречает молоденькую девушку, грациозную, со светлыми волосами, прекрасной кожей, с выразительными серыми глазами. К тому же умную, воспитанную, умеющую сочинять хорошие стихи, любящую танцевать, кататься на коньках. Он сразу же влюбляется в нее.  Но бесприданница, пусть и из хорошей семьи, имеющая прекрасное образование, глубокие моральные устои, не может надеяться на такой брак.  Приговор звучит неотвратимо: «Брать в жены гувернантку неприлично».

Проходят три года пребывания в поместье с их серыми, однообразными буднями, нелегким трудом, безденежьем, неудачной любовью и редкими минутами радости. Наконец, Маня вновь в Варшаве, в своей семье, где  всегда теплая, дружественная атмосфера, умные, интересные беседы. Ей необыкновенно везет, она попадает в лабораторию Музея промышленности и сельского хозяйства, там она начинает свои первые эксперименты. Спустя годы Мария напишет: «У меня было мало времени для работы в лаборатории….Я старалась воспроизводить опыты, указанные в руководствах по физике и химии. А, в общем,…я развила в себе за время этих первых опытов любовь к экспериментальным исследованиям».  В 1891 году, теперь уже благодаря материальной помощи отца и сестры, жившей в Париже, Маня сядет в вагон четвертого класса, и поезд помчится вперед, навстречу городу ее мечты и светлых надежд на будущее.

Она в восхищении едет по улицам Парижа, которые все устремлены к университету, «самой знаменитой и наилучшей школе…, а зовут ее Сорбонна!». Маня становится студенткой факультета естествознания. В ее студенческом билете имя и фамилия  на французский лад  -  Мари Склодовска.  Годы, проведенные в Сорбонне, она назовет «героической эпохой». Ей приходится жить на сто франков в месяц, снимая холодную мансарду, ежедневно питаясь только хлебом с маслом, и чаем, лишь иногда позволяя себе нечто большее. Она имеет единственную пару ботинок с дырявыми подошвами и старенькие, аккуратно залатанные платья.

Но в молодости лишения преодолеваются легче, а безудержная страсть к изучению нового, погружение в науку, в лабораторные эксперименты, дают ощущение полноты жизни. Мари вдохновлена своими успехами, с радостью и благоговением она каждый раз входит в физическую лабораторию, окунаясь в сосредоточенную тишину этого большого и высокого помещения. Она поглощена практическими занятиями, работой с приборами, проделывая опыты и записывая данные исследований в лабораторный журнал.  Ей вспоминается далекое детство  с такими притягательными предметами в кабинете отца, которые он назовет физическими приборами, и которые тонкой нитью ее удивительной судьбы свяжут пройденные этапы жизни с настоящим.  

Пьер КюриПолучив печальный опыт первой любви, Мари, двадцатишестилетняя студентка Сорбонны, полностью отвергает сердечные  чувства, признавая одну страсть – науку. Такой ее увидит ученый – физик, француз, Пьер Кюри: увлеченную научными идеями, напряженно работающую, живущую своей независимой жизнью в чужом городе, чужой стране. Ему уже тридцать пять лет, он одинок и разочарован: «…Женщина гораздо больше нас любит жизнь ради жизни, умственно одаренные женщины – редкость». Он решает никогда не влюбляться.

Но очаровательная полька Мари Склодовская разрушает его представления о женщинах. Пьер, разговаривая с ней, удивляется и радуется тому, что серьезная, сложная тема разговора, с техническими терминами, с выводами формул, не только не пугает Мари, а наоборот, вызывает искренний интерес.

Она так опишет свою первую встречу с Пьером, которая произошла весной 1894 года: «Он мне показался очень молодым…. Меня поразило в нем выражение ясных глаз и чуть заметная непринужденность в осанке высокой фигуры…. Серьезная и вместе с тем юная улыбка располагали к полному доверию. Между нами завязался разговор,… он занимался такими научными проблемами, относительно которых мне было очень интересно знать его мнение».

Пьер Кюри, замечательный ученый, сын врача, еще с детства увлекается наукой. Он старше Мари на восемь лет и уже ко времени их встречи имеет большие научные достижения, некоторые из них являются основой современной науки. Но в то время в своей стране он еще мало известен. Талантливый, целеустремленный человек, особого интеллектуального склада, скромный и бескорыстный, он не ищет для себя славы и отказывается от почетной должности и знаков отличия во имя  служения науке.

Пьера притягивает к себе эта изящная, хорошенькая девушка, с незаурядным характером и одаренностью большого ученого. Она вдохновляет его на блестящую защиту докторской диссертации. Спустя некоторое время он настолько увлечен Мари, что уже не представляет своего существования без нее. А Мари, окончив Сорбонну в 1894 году, собирается в Варшаву, в лоно своей семьи, предполагая стать преподавательницей.  Когда Пьер предлагает стать его женой, остаться в Париже, она обещает ему только дружбу и уезжает в Польшу.  Несмотря на то, что одна лишь наука владеет его умом, сердечная страсть настолько переполняет, что он готов на любые жертвы. Но Мари все-таки возвращается в Париж, и спустя десять месяцев, после долгих колебаний и уговоров наступает 26 июля 1895 года. В этот день панна Склодовская станет мадам Пьер Кюри. У них не будет пышной свадьбы, и они не обменяются золотыми кольцами, а Мари не наденет белое свадебное платье. Но у них появятся два новеньких велосипеда, на которых они исколесят всю Францию, и труднейшая дорога … к славе и бессмертию.

Семейная жизнь молодых ученых складывается по-разному. Пьер получает любимую, привлекательную супругу, к тому же занимающуюся научными исследованиями, живущую его интересами. А Мари уже не предоставлена самой себе, она потихоньку изучает тайны кулинарного мастерства, покупает продукты, следит за внешним видом своего мужа. И не выбирает между семейной жизнью и научной карьерой, ее твердый характер, воля, огромное желание обеспечивают ей успех во всех делах. Во время своей первой беременности Мари ненадолго расстается с Пьером,  получая от него письма, полные любви: «Моя милая, дорогая девочка, которую люблю так сильно. Я получил сегодня твое письмо и очень счастлив. Здесь ничего нового, только мне очень не хватает тебя, моя душа осталась с тобой…»

Мария Склодовская-Кюри с дочерьми Ирен (справа) и Евой12 сентября 1897 года  Мари рождает свою старшую дочь Ирен, будущую обладательницу Нобелевской премии за исследования радиоактивности. Сама же, не успев оправиться после родов, полностью поглощена изучением некоторых веществ, содержащих в своем составе уран. Она обращает внимание на то, что излучение природных руд урана сильнее, чем его чистой окиси, это наводит ее на мысль, что урановые минералы содержат неизвестный элемент, значительно более активный, чем сам уран. Пьер включается в ее исследования, и после тщательной и кропотливой работы, им удается в 1898 году выделить из урановой руды два новых элемента – полоний, который Мари назовет в честь Польши, своей Родины, и радий.  Само же явление самопроизвольного излучения, изучавшегося преимущественно на соединениях радия, Мари назовет «радиоактивностью». Тема для ее докторской диссертации найдена!

«Жизнь, как видно, не дается никому из нас легко. Ну что ж, надо иметь настойчивость, а главное – уверенность в себе. Надо верить, что ты на что-то годен, и этого «что-то» нужно достигнуть во что бы то ни стало», - пишет она брату.

Мария и Пьер Кюри в лабораторииЭто потрясающее открытие влечет за собой новые проблемы. Теперь цель супругов Кюри добыть полоний и радий в чистом виде. Необходимо лишь найти подходящее место для исследований, которые невозможны  в Школе физики, где преподает Пьер, и где в небольшой сырой и холодной мастерской проведены первые опыты. Они понимают, что бесполезно просить у правительства Франции средства на закупку необходимого сырья и его перевозки, и тратят на это свои скромные сбережения. Так же напрасны их ходатайства о выделении достойной лаборатории. И только директор Школы физики, всегда выражавший им свое сочувствие, за неимением более подходящего, предлагает заброшенный деревянный сарай, с протекающей стеклянной крышей, где раньше медицинский факультет делал вскрытия и хранил трупы. В этом полуразрушенном строении на парижской улице Ломон самозабвенно четыре года вершат чудеса  два необыкновенных ученых. Мари позже напишет: «У нас не было ни денег, ни лаборатории, ни помощи, чтобы хорошо выполнить эту важную и трудную задачу…. Но как раз в этом дрянном, старом сарае протекли лучшие и счастливейшие годы нашей жизни, всецело посвященные работе».

Наконец, для Пьера и Мари Кюри начинаются те  времена, которые триумфально пройдут по их славной жизни. В 1903 году они официально приглашены в Королевский институт в Лондоне, где  делают подробный доклад о свойствах радия и получают одну из высших наград – медаль Дэви. В том же году они получают письмо: «Шведская академия наук приняла решение присудить Вам Нобелевскую премию – в знак высокой оценки ваших выдающихся совместных работ…». Блестящий успех, известность не делают эту пару более счастливой, а скорее мешают ей, вынуждая бежать от репортеров, таиться в своей убогой лаборатории, ставшей исторической. Они еще не осознают, что ни они сами, ни их работа первооткрывателей, уже не принадлежат им самим. Получив звание «знаменитой мадам Кюри», Мари в течение нескольких лет на вопрос незнакомцев: « Не вы ли мадам Кюри?», будет отвечать с безразличием, подавляя страх: «Нет… вы ошибаетесь».

Но вот, спустя лишь одиннадцать лет после заключения брака, неумолимая судьба наносит свой жестокий удар, не пощадив прекрасный союз Пьера и Мари. Трагедия разыгрывается 19 апреля 1906 года, когда Пьер со свойственной ему рассеянностью, под проливным  дождем, попытается перейти мостовую, чтобы добраться на другую сторону улицы… Чудовищная тяжесть груженой фуры с невероятной силой обрушивается на голову упавшего Пьера,  не оставляя никакой надежды на спасение.

«…Пьер, мой Пьер, лицо твое кротко, ясно, это все ты, погруженный в сон, но ты уже не можешь пробудиться. Те губы, которые я называла вкусными, стали бескровны, бледны….  Я положила тебе в гроб несколько барвинков из нашего сада и маленький портрет той, кого ты звал «милой разумной студенткой» и так любил».

Пережив своего мужа на 28 лет, Мари пишет много трудов по радиоактивности, которые дают новую отрасль в физике и химии. Она становится первой женщиной в истории французской высшей школы, которая удостаивается профессорской кафедры в Сорбонне, где создает и читает первый в мире курс лекций по радиоактивности. Благодаря ее организаторской деятельности, радиоактивность широко применяется в медицине, в особенности, при лечении рака.

Марии Кюри  присуждено десять премий и шестнадцать медалей, она избирается почетным членом ста шести научных учреждений, академий, в том числе и российских.

Работая с радиоактивными веществами, открывая их физиологическое воздействие  на организм человека, Мария Кюри в буквальном смысле отдает свою жизнь в жертву науке - ее руки глубоко прожжены радием. А получаемые дозы радиации, в отсутствии элементарных мер безопасности, приводят к возникновению лучевой болезни, в результате которой в возрасте 67 лет ее не станет. Похороны известнейшей женщины, пройдут тихо, без официальной панихиды, без надгробных речей на кладбище в местечке Со, под Парижем. Гроб Мари поставят на гроб Пьера Кюри, бросят горсть ее родной польской земли, а на могильной плите появится еще одна  надпись: «Мари Кюри-Склодовска. 1867- 1934».

 

Светлана Скоробогатова

Новое на сайте