Не сгори… на работе!

В сентябре все мы начали трудиться - кто-то вышел на свою Первую Работу, ну, а кто-то продолжает бурную или не очень деятельность на прежнем месте. Но, к сожалению, ни новизна места работы, ни прекрасный коллектив не страхуют нас от синдрома профессионального выгорания на работе. 
 

Что это такое?

Синдром профессионального выгорания – это хронический стресс. Основная причина, порождающая его, – это монотонность выполняемой тобой работы и отсутствие сколько-нибудь заметных изменений вокруг. Каждый день тебя окружает та же обстановка. Ты видишь тех же людей. Те же дела ждут, пока ты до них доберешься. Это можно назвать стабильностью, а можно – однообразием. И, конечно, оно отрицательно влияет на твое состояние.

Синдром профессионального выгорания может возникнуть и за пару месяцев, и за 2-3 года - конечно, это зависит и от тебя, и от работы. Но особенно подвержены влиянию этого синдрома самые добросовестные, внимательные и нацеленные на карьеру сотрудники. Им страдают около четверти всех работающих людей и примерно столько же находятся в своеобразной группе риска – этот стресс к ним только "подбирается". В итоге - половина!

Даже самая любимая работа "вдруг" надоедает, рутинные обязанности (которые присутствуют, пожалуй, в любой профессии) выходят на первый план, и вот ты уже не летишь на работу, как это бывало раньше, а обреченно добираешься до ставшего вдруг ненавистным офиса… Нет, так не пойдет! Если причина твоего состояния – действительно синдром профессионального выгорания, то самое время узнать о нем побольше и принять меры. Итак…

 

Как это определить?

Синдром профессионального выгорания можно определить по следующим признакам.

1.  Ты постоянно чувствуешь усталость. Причем начинается это чуть ли не с момента утреннего выхода на работу. В течение дня она лишь накапливается, и домой ты приходишь вообще без сил. В выходные ты или спишь, или "отдыхаешь по хозяйству", и в понедельник… все повторяется.

2.  Тебе трудно сконцентрироваться на том, что ты делаешь. Ты постоянно отвлекаешься и крайне изобретательно выдумываешь для себя все новые "неотложные" дела, лишь бы не заниматься тем, что входит в твои прямые обязанности. А то и просто болтаешь по "аське" или задумчиво смотришь в окно…

3.  Что-то коллеги вдруг стали тебя раздражать: как можно так громко смеяться над этими глупыми анекдотами… да, и твое чувство юмора тоже как-то притупилось…

4.  Тебя мучает неуверенность в себе и неудовлетворенность своей работой – даже если, по мнению коллег и руководства, все отлично.

5.  Часто накатывают скука и какая-то непонятная апатия – ничего не хочется…

6.  Иногда ты чувствуешь бессилие – например, когда не в состоянии принять какое-то решение. Порой в такие минуты ты можешь испытывать отчаяние и даже неприязненные чувства по отношению к себе.

7.  Твоей "лучшей подружкой" стала бессонница. Это проявляется по-разному: ты долго не можешь уснуть, плохо спишь и просыпаешься среди ночи.

8.  Организм может подкинуть тебе и такие "сюрпризы", как расстройства работы кишечника и, как следствие, проблемы с кожей.

9.  Ты все чаще не отказываешься пропустить бокал-другой вина или подумываешь о легких антидепрессантах.

 

Почему же так происходит?

Конечно, никакая работа не может все время радовать человека так же сильно, как и в первый день. Но, тем не менее, есть и определенные сопутствующие причины – факторы, которые усиливают стресс:

–   Твои отношения с шефом оставляют желать лучшего.

–   В твоем рабочем коллективе царит недружелюбная обстановка. Слово "взаимовыручка" для вас – пустой звук, а корпоративный праздник – самый скучный вечер в году.

–   Твой график работы объективно тяжелый (например, ненормированный рабочий день) или просто не подходит тебе лично. Работа распределена неравномерно: одну неделю ты не можешь поднять голову от компьютера, другую – не знаешь, чем себя занять.

–   Крайности в соотношении ответственности за твой труд: одинаково тяжело как нести всю ответственность за работу коллектива (если ты начальник), так и сознавать, что в принципе от тебя ничего особенно и не зависит.

–   На твоем рабочем месте часто бывает шумно, душно, холодно… словом, дискомфортно.

–   Ты сидишь "на всеобщем обозрении" или напротив начальника.

 

Что делать?

1.   Организуй свое время так, чтобы к моменту окончания рабочего дня все дела были завершены. Сконцентрироваться поможет точный план. Сначала – самое важные и ответственные дела, затем – более мелкие. Не успеешь – не так страшно, главное – ты сделала основное. Не тяни время – это самый драгоценный ресурс; чтобы сделать звонок или отправить электронное письмо, иногда достаточно и полуминуты. Используй перерыв только для обеда или отдыха!

2.   Следуя тому же принципу разграничения, отдыхай в выходные на максимум! Запланируй себе какое-нибудь приятное развлечение и обязательно реализуй свои планы. Кстати, то же самое и насчет отпуска – отдых, отдых и еще раз отдых – и никаких мыслей о работе!

3.   Подумай, а не "перерабатываешь" ли ты? Не делаешь ли чужую работу? Пересмотри свои обязанности – возможно, часть из них удастся переложить на коллег или подчиненных.

4.   Кстати, о коллегах. Отлично, если у вас неплохие взаимоотношения и вы активно общаетесь. Если нет – что ж… разговаривай с клиентами, покупателями, кем угодно! Главное – не молчи весь день наедине со своими грустными мыслями.

5.   Используй все имеющиеся возможности, чтобы сделать свое рабочее место максимально комфортным. Пусть в ход пойдут твои любимые фотографии и плакаты, сувениры и вазочки. В крайнем случае, установи на компьютере какую-нибудь симпатичную позитивную картинку и меняй ее почаще.

6.   Выбери подходящий тебе (то есть приятный и необременительный) способ быстрой релаксации и применяй его, как только почувствуешь необходимость. Им могут стать, например, дыхательные упражнения, точечный массаж…

7.   Создай для себя какой-нибудь приятный ежедневный ритуал, связанный с работой. Этот может быть даже просмотр твоего любимого сайта анекдотов, только посвяти этому 20 минут, а не весь рабочий день.

8.   И последнее. Дни становятся заметно короче – осень, что поделаешь! Поэтому, чтобы легче просыпаться, прикупи себе какой-нибудь новый будильник с самой приятной мелодией – и встречай утро нового рабочего дня с радостью!

 

Анна Битько

Новое на сайте