Уолт Дисней: художник, подаривший миру сказку

В июле 2005 года самому, пожалуй, сказочному месту на планете – парку «Диснейленд» в Калифорнии (США) исполнилось полвека. А в декабре 2006 года будет 40 лет со дня смерти легендарного художника-мультипликатора, мечтателя и фантазера, основателя величайшей сказочной империи – Уолтера Элиаса Диснея. Или просто – Уолта Диснея. Наверное, не найти в мире человека, который бы не слышал это имя. А придуманные и воплощенные им на экране персонажи – это и Микки-Маус, и Дональд Дак, и красавица-Белоснежка, и Маугли из «Книги Джунглей», и многие другие – радуют уже несколько поколений детей во всем мире. Да и не только детей. У любого взрослого теплеет на душе, когда он видит на экране знакомый логотип “Walt Disney Studios”… 

Разумеется, Дисней не был изобретателем мультипликации – анимационные фильмы делались и до него. Но именно Диснею удалось добиться выхода своих творений на мировой рынок и сделать мультипликацию серьезным конкурентом игрового кино.

Уолт Дисней шел к своему успеху долгим и трудным путем. Детство будущего талантливого мультипликатора было нелегким. Пятый ребенок (было еще трое братьев и сестра) в семье плотника и учительницы родился в декабре 1901 года в Чикаго (по данным из других источников, Уолт был внебрачным сыном соседки Диснеев, испанки Исабель, которая из-за возникших жизненных тягот вынуждена была отдать ребенка Диснеям на воспитание. Соответственно, Элиас и Флора Дисней были его приемными родителями). Когда Уолту было четыре года, семейство переехало на ферму в штате Миссури. Именно там мальчик начал рисовать. Однако, в семье не хватало денег на самое необходимое и маленькому Уолту далеко не всегда доставались карандаши и бумага. Однако, он рисовал – всем, чем мог и на любых поверхностях. Одним из первых рисунков Диснея называют… домик, изображенный с помощью палки и смолы на стене собственного дома. Однажды Уолт нарисовал лошадь – и этот рисунок так понравился соседу Диснеев, что тот заплатил за него 25 центов… Должно быть, именно тогда мальчик понял, что рисованием, оказывается, можно зарабатывать.

Правда, вначале зарабатывать Уолту пришлось другим способом. После очередного переезда семьи – на этот раз в город Канзас-сити – восьмилетний Уолт был вынужден разносить газеты, вставая каждое утро в 3.30… Так продолжалось в течение шести лет. Уолт, разумеется, ходил в школу, однако, сил на учебу оставалось немного. Зато оставались силы на походы в кино (особенно на фильмы с Чарли Чаплиным) и участие в постановках местного любительского театра. Само собой, мальчик продолжал рисовать – преимущественно комиксы про придуманных им же прикольных персонажей. (Кстати, до сегодняшнего дня при наборе студентов на курсы художников-мультипликаторов предпочтение отдается именно тем, у кого есть склонность к карикатуре и комиксу! – Н.Б.)

В 1918 году Уолт Дисней заканчивает школу. Уже почти завершилась Первая мировая война, однако американцу Уолту война кажется чем-то романтическим (США не принимали участие в боевых действиях), поэтому он идет добровольцем в Красный Крест и оказывается во Франции, где несколько месяцев служит водителем санитарной машины. Вернувшись домой в 1919 году, Уолт подрабатывает художником – рисует коров, коней и других животных для каталога сельскохозяйственного оборудования. Отец Уолта, Элиас, считал, что художник – это не профессия, говорил, что все художники – бездельники и лоботрясы; из-за этого их отношения серьезно испортились. Тем не менее, Уолт продолжал свое любимое занятие. Он устроился в компанию Kansas City Slide Company, где стал рисовать двухминутные рекламные мультфильмы, и вскоре понял, что мультипликация – вот его настоящая страсть! В свободное от работы время он читал все, что мог найти об анимации, способах создания рисованных фильмов и производственных процессах, связанных с этим.

В начале 20-х годов Уолт решает переехать в Лос-Анджелес – поближе к столице киноиндустрии – Голливуду. Там он встречает своего брата Роя. Братья решили работать вместе. В 1926 году открылась первая студия Диснея…

Немногие знают, что вместо мышонка Микки-Мауса первым популярным персонажем Диснея мог стать… кролик. Однако, братьев Уолта и Роя, еще неопытных в вопросах авторского права, попросту «кинули» более ушлые конкуренты, украв и отсудив права на экранизацию первого творения под названием «Освальд – удачливый кролик». Случилось это в 1927 году. Однако, Уолт в этой ситуации не растерялся и не позволил себе упасть духом. Фантазия его была богатой и поэтому совсем скоро он придумал нового героя: веселого и тоже неунывающего мышонка Мортимера. Вскоре имя мышонка сменилось на более звучное – Микки-Маус. Первый мультфильм о нем – «Пароход Вили» - увидел свет в 1928 году. Позже мышонок принес Уолту Диснею первого «Оскара» и стал, пожалуй, самым известным персонажем студии. Микки-Маус известен еще и тем, что озвучивал его сам Уолт. Спрос на мультфильмы про Микки-Мауса рос с каждым днем. Это привело к тому, что у мышонка появились друзья: очаровательный, шепеляво крякающий утенок Дональд Дак, собаки Гуффи (говорящий) и Плуто (неговорящий), а также подружка – мышка Минни. В те же годы появился и мультфильм про «Трех поросят».

Уолт Дисней проявил себя не только, как талантливый художник и режиссер-мультипликатор, но и как бизнесмен. К середине 30-х годов его студия оставалась независимой, ее не смог поглотить ни один из семи тогдашних голливудских «монстров» - ведущих кинокомпаний. В мультипликацию пришло цветное изображение – и, чтобы получить преимущество в производстве цветных мультфильмов, Уолт Дисней подписал контракт с монопольным производителем кинопленки – фирмой “Technicolor”.  К тому же, Дисней быстро догадался, что доход можно получать еще и с «побочной», сувенирной продукции. Микки-Маус и компания появились на одежде, эмблемах, про них стали выпускать комиксы, а еще они стали детскими игрушками. Все это позволило заработать денег на следующий проект – первый в истории полнометражный мультфильм – «Белоснежка и семь гномов». До этого считалось, что мультипликационный фильм не способен долго удерживать внимание зрителя; «мультяшки» демонстрировались лишь перед показами фильмов в кинотеатрах.

…Успех «Белоснежки», вышедшей на экраны в 1938 году, был просто феноменальным. Сборы мультфильма смог перекрыть только не менее легендарный на сегодняшний день кинофильм «Унесенные ветром».

После успеха «Белоснежки» Дисней понял, что теперь для него в мультипликации нет ничего невозможного. Целью его стал выпуск новых полнометражек: «Пиноккио», «Дамбо» (про слоненка), «Бэмби» (приключения олененка и его друзей). Успех полнометражных мультфильмов сделал маленькую студию Диснея крупной голливудской кинокомпанией, с большим штатом персонала и самым современным техническим оборудованием.

Полнометражные проекты требовали большого труда, но Уолту уже не нужно было делать все самому: он лишь создавал эскизы главных персонажей, а всю работу выполняли художники-аниматоры, делавшие основные рисунки, фазовщики, делавшие промежуточные фазы, прорисовщики и многие другие. Такая система разделения труда стала традиционной для всех анимационных студий во всех странах. Она оправдывает себя: ведь объем рисунков для каждого мультфильма невероятен! Одна секунда движения на экране требует от двенадцати до двадцати пяти картинок! Дисней перенес принцип «конвейера» в мультипликацию и это сработало отлично.

К 50-м годам студия Диснея представляла собой еще и своего рода творческую лабораторию. Для того, чтобы правдоподобно изобразить животных для мультфильмов, на студию привозились настоящие звери и художники часами рисовали их с натуры. Сюжеты будущих мультфильмов разыгрывались настоящими актерами, а художники-аниматоры тщательно фиксировали все, что они видят.

Огромный труд приносил свои плоды. Вышедший в 1967 году мультфильм «Книга Джунглей» - о приключениях Маугли, в 2004 году был назван самым кассовым мультфильмом всех времен, обойдя даже такие недавно вышедшие хиты, как «В поисках Немо» и «Шрек». 

Уолт Дисней добился практически всего, о чем мечтал. При этом те, кто работал с ним, рассказывают, что у талантливого сказочника характер был отнюдь не сказочным. Его называли человеком со странностями, непредсказуемым самодуром и деспотом. Он мог уволить своих сотрудников за незначительные провинности, требовал от них полной отдачи при низкой зарплате. Он мог с секундомером засекать время, на которое художники отвлекались от рисования, чтобы заточить карандаши – а потом вычитал эти секунды из заработка. Что в один прекрасный день привело к забастовке художников студии. Похоже, что свои мультфильмы и своих персонажей Уолт Дисней любил и ценил гораздо больше, чем окружавших его людей. Про него говорили, что он был «злостным курильщиком, алкоголиком и терпеть не мог детей». Однако, у него была собственная семья и дети. Еще в 1925 году, на заре карьеры мультипликатора, он женился на своей сотруднице, девушке по имени Лиллиан Баундс. Рассказывают, что впоследствии Уолт шутил: «Я женился на Лиллиан, потому что слишком много ей задолжал» - студия переживала не лучшие времена и Уолт действительно частенько занимал деньги у своей девушки – из того же заработка, что ей платил…

У художника, создававшего мультфильмы для детей, долго не получалось завести свое потомство: дважды попытки жены родить заканчивались неудачно. Лишь в 1933 году у Лиллиан и Уолта родилась дочь Дайана. А в 1937 году они удочерили вторую девочку – Шэрон Мэй.

…При всем при этом самой растиражированной фразой Уолта Диснея считают эту: «Я люблю Микки-Мауса больше, чем всех женщин, которых когда-либо знал!» 

В середине 50-х годов, после довольно удачных мультфильмов «Алиса в стране чудес» и «Питер Пэн», Уолт Дисней начал осуществление своей давней идеи: постройку парка «Диснейленд» (очевидно, по аналогии со сказочной страной «Неверленд» из истории о Питере Пэне – в которой дети никогда не стареют). Диснейленд должен был стать парком-мечтой, местом, где даже взрослый человек почувствует себя снова ребенком, очутившись в волшебном мире, населенном выдуманными персонажами. Калифорнийский Диснейленд открылся 17 июля 1955 года. На открытие приехали 28 тысяч человек, а еще 90 миллионов зрителей увидели этот праздник по телевидению. Любопытно, что в 1955 году входной билет в Диснейленд стоил всего один доллар! Сегодня же тем, кто желает посетить сказочный парк, приходится выкладывать около 60 долларов.

Через некоторое время после открытия Диснейленда Уолт Дисней принялся за разработку еще более масштабного  проекта – нового парка “Disneyworld” во Флориде. Но до открытия этого развлекательного центра Дисней не дожил - “Disneyworld” уже после его смерти, в 1971 году. Диснейленды также открылись в Париже и Токио. 

«Империя Уолта Диснея» сегодня – это одна из самых крупных кинокорпораций в мире. Другие «мультяшные» гиганты до сих пор только пытаются достичь успеха студии Диснея. Придуманная Диснеем школа анимации по сей день считается классической, она так и зовется – «диснеевская», и во всем мире художники-мультипликаторы учатся рисовать мультфильмы прежде всего «по Диснею». Микки-Маус стал таким же символом Америки, как Макдоналдс и Кока-Кола. На любых президентских выборах в США в урнах обнаруживаются бюллетени, в которых зачеркнуты имена всех кандидатов и вписано имя Микки-Мауса. Фанаты мультипликации признали лопоухого, веселого мышонка самым лучшим анимационным персонажем. Студия Уолта Диснея продолжает выпускать успешные мультфильмы, постепенно осваивая популярную сегодня технику 3 D (трехмерной) анимации. Один из лучших на сегодняшний день компьютерных мультиков – «Корпорация монстров» (2001), был выпущен на студии Диснея. А в августе 2004 года самый знаменитый в мире утенок – Дональд Дак – стал обладателем собственной почетной звезды на Бульваре Звезд в Лос-Анджелесе. Сегодняшний глава компании Диснея Майкл Айзнер сказал о Дональде: «Своим обаянием и взрывным характером он порадовал и развеселил огромное количество людей по всему миру».

Но не будем забывать, что Дональд Дак и другие любимые во всем мире «мультяшные» персонажи студии Диснея не появились бы на свет без своего «родителя»» Уолта. И, несмотря на то, что автор этих героев покинул этот мир 40 лет назад, его нарисованным «детям», похоже, уготовано бессмертие. И еще не одно поколение малышей будет хохотать над проделками мышонка Микки и утенка Дональда, сопереживать героиням «Белоснежки» и «Русалочки», следить за приключениями Маугли и слоненка Дамбо, и многих других сказочных персонажей (всех здесь и не перечислишь!), воплощенных Уолтом Диснеем. А «Диснейленды» в Калифорнии, Флориде, Токио и Париже всегда будут полны восторженными посетителями. И неважно, что время от времени корпорации Диснея пророчат упадок – есть все основания полагать, что этого не случится никогда. Ведь сказка нужна всем – и детям, и взрослым.

 

Наталья Буртовая

Фото: http://disney.go.com

 

Новое на сайте