Темнота – не друг, но и не враг (об особенностях ночного вождения)

«Ночью все иначе». Эта фраза из песни как нельзя лучше характеризует ощущения, возникающие про движении по ночным дорогам. Да и не только ночным – в наших широтах осенью и зимой темнота спускается гораздо раньше, чем часы покажут полночь, да и в утренние часы бывает также темно. Однако, жизнь в темное время суток не прекращается. А значит, и повод отправиться куда-либо за рулем найдется всегда.

Недавно на глаза попался совет: «если есть возможность, не ездите в темноте!» Причем, адресован он был почему-то именно женщинам. Вероятно, потому, что недавние исследования показали, что 77% женщин-водителей боятся вести машину ночью и чувствуют себя очень неуверенно, если приходится находиться за рулем в темное время суток.
На днях на одном популярном женском форуме появилась история от девушки, которой пришлось поздно вечером срочно поехать на дачу в Подмосковье. Все закончилось хорошо, но девушка умудрилась заплутать, перепугаться и потратить кучу денег на мобильном телефоне, выясняя, что ей теперь делать… В конце девушка подвела итог: «Никогда больше не поеду за город ночью!» Такая позиция, если честно, видится в корне неправильной. Если ты водитель «24х7», то есть 24 часа в сутки 7 дней в неделю, то почему темнота должна тебя пугать? Ничего страшного в темной дороге нет – если отнестись к ней с должным вниманием!


На самом деле, следует разделять движение по городу, где улицы в основном освещены и движение по загородным трассам, где приходится полагаться лишь на свет фар собственного автомобиля. В городе все более или менее похоже на дневное движение – если фонарей много, то и видимость хорошая, и указатели хорошо читаются, и проблем со слепящими встречными фарами тоже практически нет. Другое дело – загородные дороги либо плохо освещенные городские улицы (такие все же есть, особенно в некрупных городах). Обзор на темной дороге – никакой, там, где днем было множество деталей и подробностей, ночью не видно почти ничего. Привычные ориентиры в этом случае могут не работать, поэтому есть шанс «промахнуться» с поворотом или пропустить нужную развязку – «ночью все иначе». Конечно, если маршрут знаком до каждой ямы на асфальте, да и ездите вы по нему в темноте часто, то проблем он не вызовет. С незнакомой или плохо знакомой дорогой все сложнее, поэтому рекомендации здесь следующие: снижайте скорость и внимательно следите за щитами, указателями улиц и дорожными знаками.

Отследить состояние незнакомой дороги, а также посторонние объекты, которые могут на ней возникнуть, не так сложно, если у автомобиля в порядке фары. «Автомобиль не квартира – экономить в нем электричество глупо!» - сказал один мудрый человек и был прав. Сейчас по Правилам дорожного движения положено включать ближний свет при движении за городом даже днем, что уж говорить по сумерки и ночь. Чтобы не «ездить в неизвестность», все лампы должны быть в порядке, а фары – отрегулированы так, чтобы освещать дорогу, а не обочины. Чистые лобовое и заднее стекла, правильное положение зеркала заднего вида – все это очевидные вещи, актуальные не только для ночного движения.


Отчасти ночное движение гораздо спокойнее дневного, поскольку количество транспорта неизбежно снижается. На скоростных трассах даже ночью можно ехать со скоростью больше 100 кмч, пользуясь как дальним, так и ближним светом. Отсутствие освещения, конечно, требует повышенного внимания, поскольку ориентироваться часто приходится по линиям разметки слева или справа от автомобиля, а также по габаритным огням идущих впереди машин. Фары встречных автомобилей, конечно, бьют по глазам – особенно когда встречный – хам и не торопится выключать дальний свет. Таких, к сожалению, развелось много в последнее время. Мой мстительный братец каждый раз советует мне «садануть» такому типу дальним в ответ, но лучше просто отвести глаза от летящих навстречу огней и смотреть куда-нибудь вбок, пока встречный не проедет. Зажмуриваться нельзя: ситуация меняется каждую секунду и дорогу нужно видеть постоянно! Не будьте и сами невоспитанными: переключайтесь с дальнего на ближний, как только увидели встречные фары.

Если ослепление все-таки произошло, то напомним, Правила говорят: водитель должен, не меняя полосы движения, включить «аварийку» и снизить скорость вплоть до полной остановки. Если дорога пустая, сделать это нетрудно, но вот при интенсивном потоке это может быть опасно. Включайте «аварийку», замедляйтесь, насколько возможно, все равно «ослепленными» вы будете всего несколько секунд, глаза довольно быстро адаптируются.


Особого внимания в темноте требуют обгоны. С одной стороны, встречную машину видно лучше из-за света фар, с другой стороны восприятие расстояния до встречного автомобиля в темноте меняется и можно ошибиться. Однако, выполнить обгон безопасно можно. Убедившись, что встречная полоса свободна, немного «отпускаете» идущий впереди автомобиль, включаете пониженную передачу (на ней проще разогнаться), включаете левый поворотник и с ускорением (!) идете на обгон. Начинать обгон лучше с ближним светом и, только поравнявшись с обгоняемым, можно включить дальний (при условии, что нет встречных машин) и плавно вернуться в свой ряд.

На загородных дорогах велика вероятность встречи с «одноглазым» автомобилем. Конечно, одна фара может означать и мотоцикл, но опытные водители советуют: увидели «один глаз» - считайте его ПРАВОЙ фарой встречного автомобиля и будьте готовы принять вправо. Иногде у «одноглазых» вторая фара все-таки светит, но пользы от такого подслеповатого фонаря – ноль. Непонятно, что вообще водители видят по ночам с такими фарами.

Аккуратно следует проезжать места, где ведется ремонт дорог, мосты и эстакады, участки трассы с крутыми поворотами, подъемами или спусками. Особенно, повторимся, на незнакомом маршруте.


Несколько слов о погодных условиях. Пожалуй, дорогу в темное время суток следует разделять еще и по этому принципу. Просто есть ночная дорога в хорошую погоду (сухая) и есть ночная дорога под дождем или того хуже – снегом. Это, как говорится, две большие разницы. И, если в первом случае ничего супер-сложного нет, второе гораздо хуже. Если на темной дороге застало ненастье, следует прежде всего вспомнить все правила движения в дождь и снегопад. А во-вторых – снизить скорость до той, на которой вы реально контролируете машину, о всякой спешке стоит тут же забыть. К скользкому покрытию и лужам под колесами добавляется еще и отражающиеся от мокрого асфальта фары встречных машин, и орудующие туда-сюда дворники, и запотевшие стекла. К тому же, если дождь сильный, а попутных машин много, то образуется водно-грязевая взвесь в воздухе, снижающая видимость практически до нуля. На многополосной дороге - обгоняющие, а на двухполосной – встречные машины обязательно обдадут ваш автомобиль потоком грязной воды – будьте готовы включить дворники на полную мощность. Ехать в таких условиях можно, но очень быстро не получится. Если идет снег, то следите за окружающими автомобилями: в любой момент кого-то из них может «понести», так что дистанция должна быть соответствующая. То же можно сказать и о гололеде – двигайтесь на пониженной передаче, не тормозите на «нейтралке» и – внимание, только внимание. Спешка и резкие движения в этой ситуации опасны!


Еще один совет от опытных водителей: в темноте лучше не приближаться слишком сильно к фурам и большегрузным автомобилям. Из них может что-то торчать или неожиданно вывалиться, а в темноте вы просто не успеете среагировать.


Специалисты говорят, что 2-3 часа ночной езды по нагрузке на нервную систему водителя сравнимы с 7-8 часами дневной. Трудно сказать с уверенностью, так ли это, но то, что движение в темноте требует больше затрат от организма – это факт. Разумеется, в жизни бывает всякое и невозможно всегда и везде ездить выспавшимися, сытыми и в отличном настроении. Но следует всегда иметь в виду, что ночная дорога или просто темная – сложнее дневной и рассчитывать свои силы. Конечно, нахождение за рулем обычно мобилизует и даже тонизирует, но все должно быть в меру.


В завершение – любопытный факт. Не так давно британское страховое общество Sheila’s Wheels предложило одиноким автолюбительницам обзавестись… надувным попутчиком. Фигура мужчины (наподобие резиновой куклы из секс-шопа) при необходимости надувается с помощью насоса и усаживается на пассажирское сиденье. Учитывая, что 82% женщин в Великобритании чувствуют себя в большей безопасности, если кто-то находится с ними в автомобиле, можно предположить, что надувные мужчины будут пользоваться спросом. Кстати, а почему бы и у нас в России не начать продажи подобных «пассажиров» - возможно, это могло бы помочь тем, кто все равно побаивается ездить в темноте? Ведь ситуация на российских дорогах вряд ли лучше, чем на британских.

 

Наталья Буртовая

Новое на сайте