«Маленькая Вера» - воспоминание…

Два десятилетия назад советский кинозритель с неподдельным интересом и затаенным ожиданием устремился в кинотеатры страны на просмотр фильма режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера». Было велико желание увидеть ту, первую в отечественном кино, откровенную сцену любви двух главных героев в исполнении актрисы московского ТЮЗа Натальи Негоды и Андрея Соколова – студента Щукинского училища.
 

Трудно теперь поверить, что существовало такое девственное время на телевидении и в кино, когда фильмы и сериалы, показывающие взаимоотношения двух полов, обходились без оголения актрис и эротических сцен. Сценаристы и режиссеры, профессионально выполнявшие свою работу, обогащали сюжет глубоким содержанием, умелой постановкой сцен, операторской  съемкой, удачным выбором актеров. Талантливо сыгранные чувства героев захватывали все существо зрителя, в нем рождались сильные эстетические переживания, не требовавшие мощной и такой грубой психоэмоциональной «подсадки на иглу», как прилюдные сексуальные эксперименты. А сексуальность умелыми приемами режиссера тонко, едва заметным штрихом проходила через всю картину, оставляя за кадром, так называемые, альковные сцены.

«Мы ждем перемен…», - пели в восьмидесятых годах прошлого столетия. И дуновение этого «ветра перемен» принесло в наш «совковый» мир видиотеки, где можно было посмотреть эротическое кино Запада,  спектакли известных театров, куда включались матерные  реплики, журналы и газеты, пестревшие обнаженными женскими прелестями.

И, вот, наконец, свершилось и в кино. Молодые, начинающие - кинорежиссер Василий Пичул и сценарист Мария Хмелик, в 1988 году создали талантливый фильм «Маленькая Вера», где правдиво показан дух безысходного, бессмысленного бытия, культурный вакуум некоторых обитателей провинциального городка. Где в девчонке Вере, только что окончившей школу, возрождается бунт против удручающего уклада жизни взрослых.

Ей безумно хочется перемен, вырваться из скучного, неприглядного мира, хочется чего-то необыкновенного, что изменило бы проходящие по инерции годы. Но все ее действия  сводятся не к моральному и духовному возвышению над тем окружением, в котором ей довелось родиться и жить. Маленькой и единственной победой Веры над обстоятельствами явилась лишь любовная связь с парнем, олицетворявшим собою другой мир, другую социальную среду, так не похожую на ту, в которой жила она.  И чем Вера, выросшая в обыденной повседневности рабочей окраины, могла заинтересовать его? Молодость, чувственность, раскрепощенность в сексуальных утехах  -  вот тот первозданный, вечный арсенал средств, благодаря коим маленькая Вера сумела увлечь своего избранника.

Фильм был отснят, но режиссеру, стремившемуся идти по пути новых веяний, не хватало «чего-то такого, что врезало бы по-настоящему».

И самым логичным развитием отношений героев явилась придуманная им  эротическая сцена - небольшой эпизод, где обнаженные актеры впервые в нашем кинематографе должны были сыграть акт плотской любви, задать фильму «сексуальный пульс». Эффект от включенной в картину сценки был настолько велик, что в своем желании «врезать» В.Пичул оказался более пятидесяти миллионов раз прав, -  именно столько человек посмотрели этот фильм,  последний кассовый фильм советской эпохи. Своеобразный киносимвол Перестройки, которая дала возможность новым взглядом увидеть советскую действительность, достоверно и современно отобразить ее, и вселить, пусть маленькую, но веру в начавшееся обновление жизни.

Мощный резонанс от фильма показал, насколько по-разному в конце 80-х годов отнеслись зрители, критики, общественные деятели к эротическому эпизоду, которого могло бы и не быть. Одни утверждали, что это «верх эротизма в советском кино», другие – «приметы освобождающегося творчества». Но взбудораженная публика буквально ломилась в кинотеатры, чтобы увидеть ЭТО, не замечая содержания картины, полного драматизма. Где на фоне унылого пейзажа городской промзоны раскрывается примитивная, обывательская жизнь, впервые показанная без украшательств, и трагедия маленькой Веры, которая не откажется от «темного царства» своих родителей и не ответит на сакраментальный  вопрос своего возлюбленного: «А цель у тебя в жизни есть?».

Создатели фильма и не представляли себе, какого джинна выпустили на свободу. Съемочная группа «Маленькой Веры» подвергалась в свое время за показ нескольких сексуальных кадров  сокрушительной критике. Получала, шедшие непрерывным потоком, не только хвалебные письма, но и письма негодования; читала  публикации, не внушающие оптимизма: «экранное действо сомнительных достоинств», «путеводными звездами перестройки засверкали…голые задницы», «секс для нашего кино – чужеродное понятие», «голое тело убило тайну, на которой вся сексуальность русского кино строилась». А следом мчался, набирая оглушительную скорость, поезд победоносного уничтожения на своем пути условностей и запретов. Кинорежиссеры с еще большей откровенностью и изощренностью стали демонстрировать в своих фильмах  эротику: «ЧП районного масштаба», «Интердевочка» и т.д.

Сняться в фильме «Маленькая Вера» неизвестной актрисе ТЮЗа 24-летней москвичке Наталье Негоде предложили случайно, заменив ею отказавшуюся от съемок другую, тогда также мало известную актрису Ирину Апексимову.

Работа в ТЮЗе не оправдала тех ожиданий, которые Наталья лелеяла все годы учебы в Школе-студии МХТ. «Мой талант гниет, моя молодость погибает», - обреченно думала она, пока этот удивительный случай не подарил ей прекрасную возможность,  которую не хотелось упустить. И сразу же после выхода фильма «Маленькая Вера» на экраны страны Наталья стала необыкновенно популярна.  Пресса уже по-новому «западному» образцу  называла ее первой секс-бомбой СССР. Но на встречах со зрителями и журналистами задавались все те же вопросы, соответствующие советскому мировоззрению: «Как же вы смогли … снять с себя первую половину одежды? Что же вы испытывали в ЭТОТ самый момент? Что для вас было самым трудным на съемках «Маленькой Веры»? И, несмотря на то, что «виновники» эротических кадров уверяли, что «никакими первопроходцами мы себя не чувствовали…сниматься было вовсе не сложно, а к той постельной сцене режиссер настолько тонко и грамотно нас подвел». Но это был такой вызов советскому кинематографу, что требовались определенная доля смелости и дерзости, и, конечно, молодость режиссера и актеров.   

В 1988 году Наталья «с радостью» уходит из ТЮЗа, активно снимается в кино. Однако фильмы с ее участием «Автопортрет неизвестного», 1988 год (реж.В.Кристофович), «В городе Сочи темные ночи», 1989 год (реж.В.Пичул) не принесли желаемого успеха. Органичный, потрясающе правдивый, внесший необыкновенный энергетический посыл, образ маленькой Веры затмил собой все остальные роли, сыгранные Натальей Негодой. А для кинозрителей она была та же маленькая Вера, чувственная и эмоциональная, грубоватая и обаятельная, с модной прической и цветными пластмассовыми браслетами на запястьях. Сам Пичул относит часть ее удач в этом фильме на счет не совсем простых отношений Натальи Негоды со своим партнером Андреем Соколовым. Мужественный и красивый актер не мог не понравиться, но его чувства принадлежали другой. «Я благодарен судьбе, что Андрей выбрал другую девушку. У Наташи это рождало такую энергию»… - впоследствии вспоминал режиссер.  

Невообразимо шумный успех фильма «Маленькая Вера» перемахнул  через все границы и рубежи и получил международное признание. Фильм был приобретен в 12 странах, где получил множество наград, приглашения на Международные кинофестивали. Наталья Негода была признана лучшей актрисой 1988 года по опросу журнала «Советский экран», получила кинопремию «Ника-88» в номинации «Лучшая женская роль», Гран-при «Золотой Хьюго» за лучшую женскую роль в Чикаго, 1988 год, первый приз на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве и т.д.

Участие в фильме «Маленькая Вера» резко изменило возможности актрисы. То, о чем Наталья Негода могла только мечтать, работая в ТЮЗе, теперь становилось реальностью. Но и своя личная драма также произошла из-за ее участия в фильме  -  разрыв с Михаилом Ефремовым.

Заграничные поездки привели в Соединенные Штаты, где в 1988 году Наталья Негода снялась в журнале «Playboy», она становится первой советской моделью журнала. На рекламных футболках надпись – From Russia with love: The Soviets first sex star Natalya Negoda. В интервью на вопрос, не жалеет, что  снялась для «Плейбоя», она ответила: « Я думала, что слухи не дойдут до Союза… «Плейбой» сделал мне такую рекламу… Это и карьере моей помогло, и фильму. Купили во Франции за сумму в два раза больше, чем он был куплен в Америке».

Сейчас Наталье Негоде 44 года, живет в Соединенных Штатах, иногда приезжая в свою квартиру в престижном районе Москвы. В 90-х годах она вышла замуж за эмигранта из России, но спустя 13 лет развелась с ним. Снялась в немногих американских фильмах, последний раз в 1993 году.

Андрей Соколов после выхода на экраны фильма «Маленькая Вера» так же, как и Негода стал сразу же очень популярным, за ним прочно закрепилось звание «секс-символ». Мало кто из студентов младших курсов театральных училищ смогли так прославиться. Андрея сопровождали поклонницы, любовные письма, цветы, телефонные признания в любви. Но это не помешало ему окончить в 1990 году Щукинское театральное училище с красным дипломом. В 1997 году Андрей Соколов окончить Высшие режиссерские курсы. В 1999 году получить звание Заслуженного артиста России. Он имеет Орден Святой Анны III степени. Его родной театр - Ленком, но Соколов продолжает сниматься в кинофильмах (на его счету их более тридцати) и в телевизионных сериалах. В 2007 году, как режиссер, приступил к съемкам своей дебютной картины «Артефакт». О своей личной жизни Андрей говорит немногословно: «Сейчас я один, но  не скажу, что такая ситуация меня устраивает».

Призы за лучшую игру ролей второго плана получили Людмила Зайцева и Юрий Назаров, уже известные, сложившиеся актеры. Выбор именно их на роли простоватых родителей Веры, у которых жизнь свелась к незатейливому девизу героев мультфильма «Дюймовочка»: « Ну вот, поели - теперь можно и поспать, ну вот, поспали – теперь можно и поесть…», оказался снайперски угаданной целью. В этом фильме они блестяще продемонстрировали новые стороны своего таланта.

Людмила Зайцева родилась в 1946 году, в далеком хуторе на Кубани. После многочисленных неудач, поступила в Щукинское театральное училище и окончила его в 1970 году. Народная артистка РСФСР, Лауреат премий, сыгравшая  более 30 ролей в кино. О фильме «Маленькая Вера» вспоминает: «В нем есть  больная правда жизни. Играя с Юрием Назаровым в этой картине, мы не были адвокатами (героев), но и не были прокурорами».

Юрий Назаров из своего родного Новосибирска уехал в Москву, где окончил Театральное училище им. Щепкина. Имеет большой послужной список фильмов, около 160. В 2005 году получил звание Народного артиста России. А в 2007 году стал юбиляром – ему исполнилось 70 лет. Фильм «Маленькая Вера» в душе у Юрия Назарова  оставил свой неизгладимый след, такой же, как и у каждого его участника. Отзываясь о картине, он говорит: «В нем нет светлых людей, нет ни одного нормального человека».

Ну, а время, как всегда, расставило все на соответствующие места. Кому-то «Маленькая Вера» могла показаться «проходным» и недолговечным фильмом, снискавшим только скандальную славу, наша современная зрительская аудитория убедительно доказывает, что эта история затрагивает людские души и сейчас. Молодежь, уже привыкшая к степени откровенности в нашем кино и на телевидении, больше обращает внимания на  бездуховность и морально-нравственную несостоятельность героев фильма, порой находит аналогию  в своих современниках. Вот и сейчас  шествует по улицам городов и селений Маленькая Вера, оснащенная плеером и мобильником, держа в руках еще не потухшую сигарету, облаченная в супер-модный «прикид». Пребывая в мире все тех же «маленьких мыслей маленького человека», и не в состоянии,  как и тогда, ответить на вопрос о цели и смысле своей жизни.

Коллаж с сайта http://asokolov-1.narod.ru

А разве можно забыть «Маленькую Веру» его создателям?  Не случайно, спустя 20 лет после экранизации, яркие  воспоминания о своем  первом знаменитом опыте заставили кинорежиссера Василия Пичула вновь обратиться к этой теме, к звездам прежнего фильма. Постаревшим и поседевшим, как и те  многотысячные толпы кинозрителей, которые 20 лет назад, осаждали кинотеатры страны, чтобы попасть на желанный просмотр. И, не смотря ни на что, существующая ностальгия по романтике тех лет, по фильму, одарившему актеров такой огромной славой дает основание надеяться, что новый фильм «Маленькая Вера.Next time» обязательно выйдет с их участием.

 

Светлана Скоробогатова

Новое на сайте