О ЯМЕ, НИЯМЕ И РАЗМЫШЛЕНИИ

Индра Деви, первая леди йоги

 

Душа стремится к бескорыстию; тело исполнено эгоизма.
Мы сами должны установить равновесие между ними.

Д-Р ЗИГФРИД КНАУЕР

В Индии, прежде чем приступить к обучению йоге, каждый ученик должен соблюдать 10 правил поведения, или моральный кодекс йоги, который называется яма и нияма.

Яма включает приведенные ниже требования.

1) Не наноси вреда (не убивай, не рань).

2) Будь правдив.

3) Не кради.

4) Не желай чужого.

5) Воздерживайся (в питании, в сексуальном наслаждении).

 

Нияма подразумевает соблюдение нижеследующих принципов.

1) Соблюдай внутреннюю и внешнюю чистоту.

2) Довольствуйся тем, что имеешь.

3) Имей сильную волю (воздерживайся, ограничивай себя, будь дисциплинирован, не жалуйся, будь терпелив, будь спокоен и рассудителен).

4) Учись.

5) Полностью подчини себя Богу (а также делись с другими всем, что имеешь сам).

 

Разумеется, эти правила вам знакомы. Не напоминают ли они вам заповеди Будды и 10 библейских заповедей?

Но сколько из них вы помните? Задумываетесь ли над ними, над своим отношением к ним? Стараетесь ли следовать им? Или же они вам безразличны? Например, многие искренне считают, что они никогда не совершали греха убийства. Но если их понимание заповеди «не убий» сравнить с отношением к ней, скажем, Альберта Швейцера, то они должны были бы изменить свою точку зрения. Ибо Швейцер, живя и работая в больнице в джунглях Экваториальной Африки, не допускал никакого убийства вообще. Он проповедовал глубокое благоговение перед жизнью, не только человеческой, но и перед любой формой жизни.

Я вспомнила об этом, когда слушала Дж. Аллена Буна, автора книги «Родство со всем живым». Он рассказал нам, как однажды собрался опрыскивать комнату, чтобы избавиться от муравьев. И тут внезапно его осенило: муравьи - это ведь тоже часть Великой Жизни, и они тоже имеют право на существование. После недолгого раздумья он решился поговорить с ними. И сказал им, что уважает их права на жизнь и не станет их убивать, но их место в саду, и он просит их покинуть его дом. Он дал им на размышление два дня, предупредив, что если они не послушаются, ему придется принять меры. «Хотите верьте, хотите нет,— закончил он свой рассказ,— через два дня муравьи исчезли».

Забавная история Буна произвела на меня огромное впечатление. Вскоре после этого наша горничная Ольга обнаружила в углу гостиной муравьиную дорожку, ведущую за занавески, где лежала большая мертвая ночная бабочка. Помня рассказ Аллена Буна, я попросила горничную не трогать муравьев, а предоставить это дело мне. Как только она вышла, я опустилась на колени, чтобы обратиться к муравьям с просьбой. Я стала просить их уйти из моего дома, пообещав положить для них на улице немного сахара. Через несколько дней муравьев не стало. «Это потому, что их здесь ничто не привлекает»,— заявила Ольга. Но, когда она снова подняла занавески, мы увидели на полу еще двух огромных ночных бабочек, но вокруг не было ни одного муравья. Не скрывая своей радости, я торжествующе посмотрела на нее.

Этот случай открыл целый новый для меня мир. Конечно, я знаю, что некоторые йоги после обретения состояния совершенной гармонии со всеми живыми существами, могут укротить даже тигров и других диких зверей. Но, так как я не считаю муравья зверем и не являюсь йогом, меня обрадовало уже и то, что меня послушались муравьи. С этого момента я стала разговаривать со всеми ползающими существами. Я беседовала даже с красивой змеей, которая попалась мне как-то в руинах древнего храма в Камбодже.

Конечно, я не могу быть совершенно уверена, что при встрече с тигром меня ждала бы такая же удача, как в случае с муравьями. Но сейчас давайте переменим тему разговора и вернемся к обсуждению ямы.

Советую записать на листке бумаги 10 правил ямы и ниямы, или 10 заповедей Библии, или заповеди Будды, которых тоже 10.

(1)     Не убивай, но уважай жизнь.

(2)     Не кради, не грабь, но помогай людям вкушать плоды своего труда.

(3)     Воздерживайся от нечистоты, соблюдай целомудрие.

(4)     Не лги, будь правдив. Всегда говори правду без страха и от всего сердца.

(5)     Не злословь и не повторяй дурного. Не придирайся, ищи лучшее в своих ближних, чтобы ты мог искренне защищать их от их врагов.

(6)     Не сквернословь, разговаривай благопристойно и с достоинством.

(7)     Не трать время на болтовню, говори дело или молчи.

(8)     Не желай чужого и не завидуй, но радуйся удачам других людей.

(9)     Изгони злобу из сердца своего и не держи зла даже не врагов своих. Будь добр ко всем.

(10) Очисти разум свой от невежества и всегда стремись узнать истину, чтобы не стать жертвой скептицизма или ошибок.

 

Советую вам в день заниматься только одной заповедью. Не торопитесь отвергать ее. Обдумайте ее хорошенько. Поразмыслите над своим ответом, прежде чем отложить ее.

Одна моя ученица готова была с радостью подписаться под первой заповедью ниямы, считая, что внутренняя и внешняя чистота подразумевает только ежедневное принятие ванны и чистку зубов. Однако, узнав, что очищение означает чистоту тела не только снаружи, но и внутри (например, очищение кишечника) и, более того, что необходимо очищение ума и сердца от ненависти, зависти, ревности, гнева, злобы, жадности и похоти, она была озадачена.

Последняя заповедь ямы касается половой жизни. Ученик на период обучения должен стать брахмачарином, или холостяком. Необходимо это, как вы уже знаете из нашего предыдущего обсуждения энергии кундалини, для сохранения сексуальной энергии и преобразования ее в более высокие энергии, или оджас. Без этого воздержание теряет весь смысл. Йога не подавляет половое влечение, а приводит к его сублимации. Помните также, что строгое соблюдение всех этих правил обязательно для тех, кто действительно хочет стать йогом, а не для тех, кто, подобно вам, хочет овладеть лишь приемами йоги. Однако в целом яме-нияме, или заповедям, могут с равным успехом следовать все, особенно те, кто желает совершенствования не только телесного, но и духовного.

Выявлять свои собственные недостатки и видеть себя в истинном свете нелегко, гораздо труднее, чем причесаться, побриться, нанести грим и надеть театральный костюм перед спектаклем, не глядя в зеркало. Вот почему нам необходим беспристрастный судья, например учитель, наставник, который бы объективно указывал нам на наши недостатки. Нам трудно увидеть их самим или довериться мнению своих близких или друзей, поскольку на их суждения, как это часто бывает, могут влиять их склонности и предубеждения; они могут судить предвзято.

Но что же делать, если не к кому обратиться за советом и руководством и нет никого, кто бы указал нам на наши ошибки и кто бы сказал нам всю правду?

Однажды я оказалась в таком положении: совершенно одна, не имея никакого опыта, окруженная людьми, для которых йога была объектом шуток и насмешек. И тогда я вспомнила один совет, который дал мне Кришнамурти [1]  в тяжелый период моей жизни, когда я переживала личную драму. «Знаешь ли ты истинную причину своих страданий?—спросил меня Кришнамурти.— Это страх, хотя ты можешь этого и не осознавать. Ты несчастлива, потому что боишься смотреть в лицо своим невзгодам и пытаешься что-то уладить. Ты предпочитаешь бежать от них вместо того, чтобы спокойно разобраться в причинах твоего горя. Тебе лучше побыть совсем одной. Если ты действительно хочешь избавиться от причины твоей печали, надо остаться в одиночестве, и, оказавшись наедине с самой собой, ты станешь бдительной и осторожной. Человек способен действительно что-либо осознать, только когда он не старается чего-то избежать, не пытается уйти от неотвратимого, когда он один. Только в экстазе этого одиночества ты постигнешь Правду».

Он был прав. Начав анализировать, я поняла, что в глубине моего беспокойного сознания царит страх. Согласно Кришнаджи, нужно было изменить свою точку зрения, взглянуть на вещи с другой стороны. Но как этого достичь? Он посоветовал мне остаться совсем одной и несколько дней никого не видеть. «Останься наединe со своей проблемой и обдумай ее внимательно. Когда ты это сделаешь, ты избавишься от страха».

Я последовала его совету, хотя и не понимала, чем он может мне помочь. Раньше я всегда считала, что сочувствие и теплое отношение окружающих помогают лучше, чем одиночество. Я ошибалась. Несколько той провела я в слезах и отчаянии, и вдруг чудное чувство покоя и радости охватило меня. Казалось, все мои переживания остались в далеком прошлом. Они значили для меня теперь не больше, чем агония раздавленного червя для улетающей птицы.

Позднее, вспоминая этот случай и происшедшую тогда во мне перемену, я решила регулярно проводить день в полном молчании, чтобы обратиться за советом и вдохновением к самому надежному моему другу, учителю, руководителю — к своей душе, к нашей внутренней Правде.

Выделив специально время для этой «встречи», я решила в день молчания поститься, никого не видеть, ни с кем не говорить, короче, уйти от всего и от всех.

Вначале мне было не по себе, когда я оставалась в комнате целый день одна. Я не занималась своими обычными делами, я проводила этот день медитируя, слушая музыку, песнопения, читая стихи Кришнамурти, книги о йоге и о жизни великих мудрецов и святых. Иногда я позволяла мыслям рассеиваться и парить, подобно летящим за моим окном белым облакам.

Скоро, начав медитацию, я стала остро ощущать чье-то присутствие, которое заполняло комнату, как голубой дым ладана. Сначала я замирала от радости, когда меня посещал мой невидимый гость, который вскоре стал моим судьей, советчиком и другом, с которым я откровенно обсуждала свои неприятности, трудности, недостатки.

Не так уж сложно решить проблему, если ты научился смотреть на вещи со стороны, с точки зрения наблюдателя, полностью осознающего подлинные объективные мотивы, движущие каждым твоим шагом. Здесь невозможно обмануть, что-либо утаить, исказить. Проявляются самые тайные, глубоко запрятанные мысли, обнажаются мотивы всех поступков; становится понятным, что правильно, а что нет, почему случилось так, а не иначе, и почему это вызвало ту или иную реакцию.

К концу дня я прерываю молчание и пост. Иногда я храню молчание и пост до следующего утра, не желая покидать обретенный мною новый мир. Эти дни молчания (один день в месяц) стали для меня источником силы и вдохновения в один из самых тяжелых периодов моей жизни.

Однажды, выходя из комнаты на прогулку по саду, я случайно услышала, как мой слуга отвечал кому-то по телефону: «Да, мисс дома, но она сегодня ничего не ест и не разговаривает». Он был китаец и не одобрял этого.

Время от времени каждый из нас должен проводить «генеральную уборку» кладовой нашей психики, чтобы там не скапливались страхи, нерешенные проблемы, беспокойные мысли, подавленные эмоции и несбывшиеся надежды. Несомненно, мы жили бы гораздо благополучнее, если бы умели это делать. Обычно все это аккумулируется внутри, не находя выхода, пока наконец не прорвется наружу в виде нервного срыва, серьезного недуга или внутреннего потрясения того или иного вида.

К сожалению, редко кто способен сам открыть всю правду о себе. Часть ее теряется либо потому, что человеку трудно выразить свои мысли словами, либо потому, что он боится или стыдится обнажить свою душу перед другими. Но, когда вы обращаетесь к той Высшей Силе внутри себя, нет больше нужды притворяться.

Если вы не можете организовать день молчания, постарайтесь каждый вечер найти для себя хотя бы полчаса одиночества, и пусть весь ваш день со всеми ощущениями, чувствами, мыслями, побуждениями предстанет перед Высшим Судом вашего внутреннего «Я». Ничего не скрывайте. Не оправдывайте своих действий и не обвиняйте других в том, что произошло, постарайтесь честно осознать свои ошибки.

«Мне не нужно специально выделять время для молчания,— однажды сказала мне одна дама,— потому что я живу одна и мне не с кем разговаривать». Она не поняла главного. Конечно же, человек может оставаться один часами, днями наедине с самыми тривиальными, поверхностными и пустыми мыслями, перескакивая от одной мысли к другой, как кузнечик.

Если часы одиночества не используются для самонаблюдения, размышления и медитации, в них нет никакого смысла, и, скорее всего, они превратятся в скучное, однообразное времяпрепровождение.

С другой стороны, один вечер спокойного, глубокого размышления позволит вам заглянуть глубоко внутрь себя, увидеть свои недостатки и разрешить свои проблемы. В конце концов, мы знаем о себе так мало.

К примеру, я знала одну женщину, у которой была очень разговорчивая кузина. Своей болтовней она изводила всю семью. Но, когда ей тактично намекнули на ее недостаток, она обиделась и отказалась поверить нам, искренне считая себя тихим человеком, который редко открывает рот. В конце концов, кому-то пришла в голову замечательная мысль записать ее на магнитофон и затем дать ей прослушать запись. Эффект был потрясающий. Бедная женщина была поражена, только тогда поняв, что болтает без умолку.

Овладеть искусством самодисциплины не так трудно, как это кажется. К тому же проводить над собой такой опыт очень интересно. Мы знаем случаи мгновенного превращения грешников в святых, но обычно приходится прилагать усилия, чтобы постоянно следить за собой. «Познай себя!» Трудно? Да. Но, вне всякого сомнения, стоит попробовать.

Наконец, еще несколько советов. Размышляя о совершенных за день поступках, о ваших мыслях и словах, обратите внимание на то, что вызывает у вас беспокойство, и забудьте о своих успехах. Ибо успех придет к вам естественно, сам собой. Иначе вы можете кончить тем, что будете расхваливать себя за каждый пустяк, подобно маленькому бойскауту, который, записывая хорошие поступки, совершенные им за день, совершенно искренне написал: «Поставил кресло для бабушки!»

 


 

 [1]Кришнамурти, которого в Индии почтительно называют Кришнаджи,—известный мыслитель, писатель и оратор, автор книг «Обучение и смысл жизни», «Первая и последняя свобода», «Записки о жизни».

Новое на сайте